Есть подозрение, будто скандинавские исполнители однажды тайно встретились и решили шокировать весь мир своим творчеством. Те, кто знаком с норвежским дуэтом Royksopp (в переводе на русский «гриб-дождевик»), поймут почему, а новичкам — добро пожаловать в мир за гранью обыденности.

В том, что многие знакомы с творчеством этого необычного дуэта из Норвегии, нет сомнений. Если не лично, то заочно точно. В любом случае возникает устойчивое желание раструбить всем и каждому об этом музыкальном волшебстве сразу же после знакомства с ним.

Норвежский коллектив официально был создан в 1998 году двумя школьными приятелями Торбьёрном Брундтландом (Torbjørn Brundtland) и Свейнем Берге (Svein Berge). И стоит отметить, очень своевременно. Им удалось поймать волну развития электронной музыки на самом её пике и оставаться на гребне и в настоящее время.



Композиция What else is there? c весьма специфическим вокалом шведской солистки не менее интересной группы The Knife Карин Дрейер Андерссон (Karin Dreijer Andersson) в 2005 году произвела фурор на сцене электронной музыки. На неё был сделан взрывной ремикс датским музыкантом Trentemøller, который по большей части и прославил эту композицию. Её-то точно слышали. Да и, вообще, песни в исполнении Royksopp звучат во многих фильмах, рекламных роликах и телепередачах. Но не терпится скорее поведать об одном из умопомрачительнейших клипов норвежцев — к композиции What else is there?

Первым делом стоит отметить сюрреалистическую составляющую видео. Как и тексты песен, клипы Royksopp неоднозначны и эксцентричны. Хаос и абсурд господствуют в них: парящая над дорогой девушка, по ноге которой течет молоко; оторванные бурей от земли дома, так же парящие в воздухе; растущие из яблока волосы и непонятная сцена с трапезой в конце клипа. Кажущийся с первого взгляда каламбур на деле скрывает за собой глубокий смысл всех сложностей человеческого бытия духовно-морального характера.

В общем, об этом и повествует песня, пусть и достаточно абстрактно. Но тот факт, что клип пропитан символизмом, неоспорим, хоть и не очевиден. Но ведь в том и изюминка норвежского дуэта — ненавязчивое, оставляющее широкое поле для раздумий и трактовок творчество. Не стоит искать заложенный музыкантами смысл — вы просто заблудитесь в витиеватом лабиринте скандинавского мышления.

Скандинавы придают немалое значение видеоряду, что постоянно демонстрируют многие клипы Royksopp. И, что очень интересно, это совершенно неочевидный видеоряд. То есть вы не увидите прямой зависимости текста песни от видео. Скорее всего, с первого раза вы вообще не поймете ничего из увиденного. Но вам точно понравится.

Главная идея всего творчества норвежцев заключается в неизбежности конца. При этом было бы банальным рассматривать эту мысль лишь со стороны эсхатологии и смертности человека. Говоря о конце в своем творчестве, музыканты подразумевают не только конец жизненного цикла, но главным образом, как это ни печально — отношений и чувств людей, их эмоций. Наверное, это вторая, после смысла бытия, загадка человечества.

С момента своего появления Royksopp задались непростой задачей — во что бы то ни стало писать такую музыку, какой мир еще не слышал. Они шли к своей сложной цели уверенной поступью и в один прекрасный день поняли, что добились-таки её — их музыка уникальна и неординарна, а звучание мощно и ново. По мнению коллектива, творчество должно быть долговечным, отпечатывающимся в сознании человека на долгое время, а этого можно добиться, лишь уйдя от примитивных и заезженных тенденций массового производства. В общем, ничего нового для желающих создать что-то новое. Их продукт можно сравнить лишь с The Knife и Telepopmusic, которые, очевидно, тоже решили уйти от музыкального клише и стать выделяющимися исполнителями на стремительно развивающейся сцене электронной музыки.

 
Коллектив выпустил пять альбомов начиная с 2001 года, и все они стали знаковыми для развития электронной музыки. Последний, выпущенный в 2014 году, альбом The Inevitable End оказался заключительным, но не окончательным. Музыканты упоминают о необходимости двигаться дальше, но чтобы писать музыку в различных стилях, необходимо поставить точку на одном из них. Последующее творчество музыкантов будет появляться в непривычном формате мини-альбомов (2-4 композиции), что опять же приводит нас к осознанию исключительности дуэта.

К слову, норвежцы достаточно часто дают концерты в столице в рамках различных фестивалей. В прошлом году, например, они в очередной раз порадовали публику своим блестящим концертом на фестивале Park Live. Так что тем, кто заинтересовался, и тем, кто заинтересован уже давно, организаторы столичных мероприятий дают прекрасную возможность окунуться в концентрированный эксцентризм творчества норвежцев с головой. Вот только интересно, будут ли они играть свои старые хиты, или же после записи новых мини-альбомов отрекутся от прежнего формата. Но, так или иначе, Royksopp абсолютно точно не опустят так высоко поднятую непосильным трудом планку.