С миром происходит что-то странное. Эпидемия коронавируса изменила и до сих пор продолжает менять нашу жизнь; популярные группы задерживают релизы альбомов, чтобы подвинуть их ближе к перенесённым турам, а совсем недавно мир встряхнули недовольства в США из-за убийства полицейским афроамериканца Джорджа Флойда, которые перешли в постапокалиптический хаос на улицах, протесты и мародёрство. В этот гул беспорядочных голосов встроился хип-хоп альбом RTJ4, сопровождённый заявлением:

«К чёрту всё, зачем ждать. Мир сейчас просто погряз в дерьме, так что ловите кое-что свежее, пока разбираетесь со всем этим»

 

 

В треке Reagan 2011 года (Рональд Рейган — 40-й президент США, был также актёром и радиоведущим) Киллер Майк (Killer Mike) назвал президентов от Рейгана до Обамы «всего лишь актёрами», играющими свои роли. Первый трек нового альбома, и по совместительству первый сингл — yankee and the brave — продолжает этот мотив; Майк, сравнивая себя с террористом бен Ладеном, говорит: «Я терроризирую актёров, разыгрывающих драму».

Открывающий трек альбома стал заглавной темой всей пластинки: Yankee and the Brave — это вымышленное ТВ-шоу, где под двумя персонажами подразумеваются сами музыканты: Янки — это EI-P, а Брейв — Киллер Майк. Телешоу начинается с задорной перебивки, и сразу берёт курс на обсуждение глобальных социальных проблем: трек говорит о неравенстве, гангстерских разборках, чаяниях рабочего класса, с тем лишь отличием, что рабочий класс здесь — это скорее не копеечная рабочая сила в США в лице чернокожих, а один большой рабочий класс XXI века, продолжающий беднеть тогда, когда мультимиллионеры богатеют.

 

 

Out of sight продолжает и развивает тему актёрства и «трушности»; текст здесь — будто спонтанный монолог, зачитанный на эмоциях от нахлынувших воспоминаний о гангстерском прошлом. После сценки с ограблением, в ходе которой выясняется, что быть ограбленным Киллер Майком — это честь, заводится гангстерская вспоминай-машина: здесь и дурь, и деньги, и отсылки к олдовому гангстерскому кино; в общем, привычная для рэпа бравада, которой в альбоме немало, и без которой альбом не был бы возможен.

В полифонический шум встраивается тема глобальных проблем с экологией в goonies vs. E.T. На рябящем экране пухлого телевизора загорается ярко-оранжевое изображение горящих гор мусора. «Fuck y'all got, another planet on stash? Far from the fact of the flames of our trash?». Киллер Майк вопрошает здесь: «У вас припрятана где-то другая планета? Вдали от огней наших горящих отбросов?».

 

 

Полыхающий мусор, оставляющий едкий дым, пропадает. Сквозь рябь проступают шествия толп по улицам. Люди протестуют. Главной идейной составляющей альбома стал протест, поддержка протеста, призыв протестовать даже тогда, когда кажется, что это тебя не касается. Самым «острым» в этом смысле треком пластинки стал walking in the snow, анонсированный 26 мая, спустя день после убийства Джорджа Флойда; в связи с этим событием была немного переписана вокальная часть.

Первый куплет разогревает тему и содержит простую и колкую метафору:

«Клетка никогда не строится только для одной группы, так что когда она будет построена, ты всё ещё будешь беден, и они придут за тобой».

Вездесущие «они» — основные действующие лица альбома. «Они» — злые люди. «Они» — это те, кто выше, у кого в руках большие деньги, кто сильнее и у кого есть власть. «Они» — это и богатейшие люди планеты, и политики-марионетки, и полицейские, во власти которых отнять чью-то жизнь, не моргнув при этом глазом. «Они» — большая и непонятная сила, строящая империю зла, сила антиутопическая, хитрая и скрытая; «они» — главный антагонист телешоу Янки и Брейва.

«Ты помогал разжигать машину смерти, которая в итоге убьёт и тебя». — продолжается антиутопичный мотив.

Посыл, в общем, предельно прост и говорит в унисон с актуальной повесткой: сегодня убили афроамериканца, словно его жизнь ничего не стоит, и ты промолчал, а завтра убьют тебя.

«Funny fact about the cage, they're never built for just one group
So when that cage is done with them and you're still poor, it come for you
The newest lowest on the totem, well golly gee, you have been used
You helped to fuel the death machine that down the line will kill you too (Ooops)»

 

 

Во втором куплете вступает Киллер Майк и сначала разражается тирадой о системе образования: «Они обещали давать образование, но дают лишь тесты и баллы. И они предугадывают наполнение тюрем исходя из того, кто набрал меньше».

А затем выдаёт, пожалуй, самый цитируемый отрывок всего альбома о событиях последних дней:

«And every day on evening news they feed you fear for free
And you so numb you watch the cops choke out a man like me
And 'til my voice goes for a shriek to whisper, "I can't breathe"
And you sit there in the house on couch and watch it on TV»

Это уже не метафора и не аллегория; текст кричит и призывает к действию в лоб:

«И каждый день в вечерних новостях они бесплатно кормят тебя страхом
И ты настолько оцепенел, что смотришь, как копы душат парня вроде меня.
Пока мой голос из крика не превращается в шёпот, "я не могу дышать"
И ты сидишь дома на диване и смотришь это по ТВ».

 

 

Завершает альбом трек a few words for the firing squad (radiation), закольцовывающий пластинку: аутро пародирует классические вступления телевизионных шоу второй половины XX века и завершается уже знакомой по первому треку перебивкой «Yankee and the Brave».

Саксофон, партия которого до жути напоминает «Вечно молодой» из саундтрека к фильму «Брат 2», надрывается на фоне. Затем смолкает. Шоу подходит к концу. Заводится братско-романтичная нота: диктор рассказывает, как двое мелких карманников убегают от копов: «Эти парни скорее поубивают друг друга, чем сделают невозможное. — Нет, сэр, они братья, и когда настанет решающий момент, не думаю, что вы сделаете ставку против». Диктор замолкает, его сменяет перебивка «Yankee and the Brave», которая повторяется и повторяется, словно искажённый звук из поломанного телевизора, создавая смутное ощущение, что со всем этим сумасшедшим телешоу явно что-то не так.