В предыдущих наших статьях несколько раз упоминался термин sound art, но можем ли мы дать чёткий ответ на вопрос: что же это такое? Ведь когда мы говорим о звуке в мире искусства, то мы в первую очередь вспоминаем о музыке. Даже когда мы обсуждали героев вышеупомянутых статей, мы говорили о них в основном как о композиторах и музыкальных деятелях, пусть и весьма необычных. В чём же тогда заключается разница между саунд артом и музыкой? Можно ли называть музыкантов художниками, а художников, работающих со звуком — музыкантами? В этой статье мы попытаемся ответить на этот вопрос, а также разобраться в том, с чего началась проблема с определением sound art’а, как отдельного направления в мире искусства.

Сам термин sound art появился во второй половине ХХ века, а если быть точным, то в 70-ых годах, однако своё зарождение данное направление встретило гораздо раньше. Если уходить совсем далеко, то первые предпосылки больших изменений в мире музыки и звука случились ещё во времена индустриальной революции в Европе. Многим это может показаться странным, но причиной тому стал механический шум. Только представьте, что до появления заводов, машин, станков и прочих громких устройств, механический шум не был чем-то обыденным.

 

 

Это сейчас, живя в больших городах, мы сталкиваемся с подобным явлением каждый день. Более того, не стоит забывать, что работали на первых заводах в том числе женщины и дети. Так что шум стал в каком-то смысле неотъемлемой частью жизни многих в те времена. Не стоит, правда, думать, что концепция шума родилась тогда же, ведь она существовала задолго до этого. В наше время проблема шума всё ещё существует. Именно поэтому google периодически предлагает вам убавить громкость в наушниках, а многие квартиры проектируются с шумоизоляцией. Помимо этого, можно считать индустриальную революцию некой условной точкой отсчёта, с которой началось бурное развитие технологий, повлекшее за собой немало самых разных последствий как для всего мира, так и, в частности, для музыки и звука. Об одном таком изобретении мы уже говорили в рамках статьи, где сравнивалась современная музыка и музыка прошлого.

Тем не менее общепринято отсчитывать зарождение sound art’a от 1913 года, а именно от манифеста итальянского футуриста Луиджи Руссоло (Luigi Russolo) под названием The Art of Noise (Искусство Шума).

 

 

Эта работа повествует о желании Руссоло создать новый вид искусства, а именно музыки, которая будет полностью состоять из шума. Луиджи расписал в своём манифесте/письме не только основной подход к созданию подобных композиций, но ещё и в каком-то смысле выделил их основные отличительные черты, некоторые из которых в определённом виде присутствуют и в современных музыкальных композициях. Впоследствии итальянские футуристы на основе данного манифеста строили свои музыкальные инструменты под названием intonarumori, что в грубом переводе можно понять, как «шумовики».

Футуристы планировали создавать целые оркестры из подобных инструментов. Они рассчитывали, что такой подход породит целое новое направление в искусстве, однако этому не было суждено случиться. Причиной стала идеология. Луиджи Руссоло и его коллеги были убеждены в том, что высшей формой современной музыки является война, а точнее – звуки на поле битвы. Взрывы, стрельба, свист бомб и снарядов, стрекотание гусениц танкеток – всё это являлось в представлении футуристов идеальным оркестром, к которому нужно стремиться. В итоге они полностью игнорировали такое явление, как шум природы. Этот подход так и не смог себя оправдать и идеи футуристов, как эстафету, перехватили и начали развивать уже другие художники и музыканты.

К числу таких можно смело отнести Пьера Шеффера (Pierre Schaeffer), который вошёл в историю благодаря своей концепции Musique Concrete, появившейся в 1948 году.

 

 

Термин Musique Concrete в буквальном переводе означает «конкретная музыка». Благодаря портативным микрофонам и магнитофонам стало возможным вести запись практически где угодно. Это позволило таким энтузиастам, как Пьер Шеффер собирать целые коллекции различных звуков и собирать из них музыку.

Собранные материалы затем подвергались различной обработке. Звуки проигрывались задом наперёд, ускорялись до резкого писка или же замедлялись до протяжного гула, обрубались в момент кульминации и т.д. Сейчас все эти манипуляции не вызывают особого удивления и делаются довольно просто, но не стоит забывать, что речь идёт о первой половине ХХ века и выглядел этот процесс примерно так:

И всё же мы всё ещё говорим о вышеперечисленных работах как о музыке. Даже несмотря на то, что Пьер Шеффер, к примеру, считал свои произведения не музыкой, а скорее экспериментами, сейчас мы рассматриваем их с музыкальной точки зрения, да и позднее его эксперименты весьма сильно повлияли на различные музыкальные жанры и на таких гигантов как The Beatles и Pink Floyd. Подобные произведения не считались музыкой, и поэтому они воспринимались как что-то отдельное. Но сейчас, когда культурный шок прошёл, мы уже готовы воспринимать эти работы как музыку. Получается, что sound art перестал существовать?

Для того чтобы разобраться, когда именно звук стал материалом в мире искусства, не связанным с музыкой, нам придётся вновь обратиться к уже знакомому нам герою — Максу Нойхаусу (Max Neuhaus). Если помните, то там в определённый момент мы начали рассматривать Макса Нойхауса как художника, а не музыканта. Он первый ввёл в обиход термин «звуковая инсталляция», описывая свои работы. На вопрос о том, что же такое sound art, Макс Нойхаус отвечал, что это тот момент, когда звук превращается в скульптурный материал. Для более полного понимания этого утверждения давайте ответим на вопрос: что играет ключевую роль в восприятии звука?

Если не углубляться в подробности, то на это влияют три основные составляющие. «Тело», то есть вы и ваше восприятие. «Время» – когда звук прозвучал, сколько он длился, его ритм и т.д. И «пространство» – где прозвучал звук, как это место искажает его, какую имеет историю и т.д. Для музыки ключевыми параметрами восприятия являются «тело» и «время», ведь для композиторов в первую очередь самым важным является расположение звуков во времени. «Пространство» тоже играет свою роль в музыке, но не столь значительную. Но в рамках sound art'а «пространство» имеет наиважнейшее значение. Ведь если посмотреть на произведения того же Нойхауса, Ла Монте Янга (La Monte Young), Сьюзан Филипзс (Susan Philipsz), Джанет Кардифф (Janet Cardiff), то можно заметить, как при переносе из одного места в другое работы теряют свой смысл. С большинством музыкальных произведений, особенно с появлением наушников, подобного не происходит.

 

 

Так существует ли sound art как явление в художественном мире? Если вам показалось, что однозначный ответ «да», то не стоит быть столь уверенными. Грань между звуковым искусством и музыкой с момента зарождения первого с каждым годом становится всё тоньше и тоньше. Старые определения и концепции устаревают, а новые не успевают сформироваться. Кто знает, может, когда-нибудь эта грань исчезнет насовсем, а пока пусть каждый сам для себя ответит на вопрос: существует ли сейчас sound art и если да, то как его отличить от музыки?