Лёша SP4K (читается как «супчик»), резидент одного из самых интересных российских электронных лейблов Hyperboloid, выпустил недавно EP «Знакомые слова». Это сборник ремиксов на всеми любимую старую поп-музыку. Artifex вырвал музыканта из череды тусовок и выступлений, чтобы поговорить о хорошей и плохой музыке, людях и удивительных совпадениях.
Artifex: Можешь, для тех наших читателей, кто совсем тебя не знает, рассказать три самых важных факта о себе?
Факт 1: меня зовут Лёша, я живу в Санкт-Петербурге.
Факт 2: я с детства играю на фортепиано.
Факт 3: я не битмейкер, а музыкант. Думаю, это самое важное.
Artifex: В описании твоего паблика в ВК написано: «Должно быть вкусно». Это какой-то твой жизненный девиз?
Изначально я это написал от фонаря. Типа, мой псевдоним - Супчик, а я думаю, что люди предпочтут вкусный супчик невкусному. Вот я и стараюсь сделать так, чтоб аппетит не пропадал.
Artifex: Тут целая философия, оказывается! А что для тебя значит «иметь вкус к жизни»? Он у тебя есть?
По настроению. Я думаю, у всех бывают в жизни моменты, когда ничего не хочется делать, руки опускаются. И в эти моменты вряд ли фраза про вкус к жизни уместна. Но я не парюсь и понимаю, что это всего лишь период, тут главное себя не насиловать. А уже на следующий день я просыпаюсь одухотворенный и готов делать великие дела — тут-то и раскрывается «вкус к жизни».
Artifex: Из чего, кстати, состоит твоя жизнь, кроме музыки?
На самом деле, помимо музыки у меня не так много увлечений. Я люблю прокрастинацию во всей ее красе: посмотреть сериал или кино какое, если есть настроение, могу что нибудь приготовить эдакое. Могу выделить как свое хобби пеший ход, это прямо мое: прогуляться конкретно несколько часов в одного. Это даёт мне возможность подумать, почистить мозг для работы. А какая-либо социальная активность сейчас у меня связана только с мероприятиями, когда я работаю или хожу на концерты к друзьям.
Artifex: Расскажи, что даёт тебе сотрудничество с лейблом?
Возможность расширить свою аудиторию, а также значительно увеличить количество мероприятий, в которых я принимаю участие. Раньше мне приходилось всем этим заниматься самому. Плюс теперь мои релизы есть в интернет-магазинах и на кассетах, так что в моем случае это точно на руку. Думаю, и лейблу тоже.
Artifex: А можешь рассказать, как это все изнутри устроено? У тебя есть какой-то контракт с оговоренным количеством релизов?
Такие истории в основном происходят на всяких мейджор-лейблах, где есть свой офис. Ты туда приходишь и подписываешь договор, который может тебе как помочь, так и в каких то моментах сковать. В моей же ситуации это интернет-лейбл, так что тут мы работаем на взаимном доверии и интересе.
Artifex: То есть, ты по вдохновению пишешь, отдаёшь материал лейблу, а там его на своих площадках релизят и тебе оказывают информационную поддержку. Я правильно это представляю?
Да, в целом именно так и происходит.
Artifex: Как ты считаешь, в чем причина такой популярности поп-музыки нулевых и десятых в последнее время?
Если судить по интернету и тусовкам, то надо понимать, что аудитория, которая собирается там, довольно разных возрастов. Там есть «дети 90-х», они все это помнят со времен школы, дискотек и радио, а есть поколение людей, которые это слышат сейчас чуть ли не в первый раз. И для них это уже как прикоснуться к истории.
Artifex: А у тебя есть объяснение, почему они хотят прикоснуться к истории не через группу «Алиса», например, а через «Отпетых Мошенников»?
Я бы не сказал, что это так и есть. Хватает разных слушателей, и на условную «Алису» сейчас тоже народ собирается, я уверен. Просто поп-музыка более доступна для общего восприятия, поэтому с нее проще начинать.
Artifex: А у тебя самого есть какая-то любимая эпоха в музыке?
Это интересно! Мои музыкальные предпочтения формировались более целостно в конце 2000-х. Я тогда слушал музыку, которая только выходила, и сейчас я переслушиваю многие альбомы с удовольствием. Но еще каким-то образом на общем фоне выделяется 2013 год, в частности - в электронной музыке. Как будто тогда экспериментов было больше, а не каких то четких векторов развития. Если включить какой-нибудь выпуск Boiler Room того времени, там что ни сэт, то просто бомба! А если говорить про исторические эпохи, то я не поклонник того или иного времени. Да, могу с любопытством послушать музыку 60-х или 80-х, но это уже будет, скорее, профессиональный интерес, а не истинная «любовь к эпохе». Хотя нет, я понял: пусть будет музыка из игры «Мафия». Там вроде джаз 1920-х годов звучит, я бы хотел оказаться в том времени, чтобы послушать такую музыку вживую.
Artifex: О, а любимый сет с Boiler Room у тебя есть?
Один выделить не могу - это будет несправедливо, опять-таки по настроению. Из последнего я в восторге от сэта ПТУ на московском бойлер руме — просто вау-эффект.
Artifex: А ты вообще разделяешь музыку на хорошую и плохую, или просто каждому свое?
Музыка может быть плохой специально, становясь тем самым уникальной. Да, есть то, что мне нравится, а что - не нравится. Но это не значит, что это плохая музыка. Просто она не моего настроения.
Artifex: Можешь привести пример такой «специально плохой» музыки?
Ну, вот привет, 2012 год! Есть такой трек, который просто меня «вскрывает», в нем все неправильно! Все звуки смешные, все съезжает или вступает не вовремя, я его слушаю - и улыбаюсь! А потом бах! и появляются синтезаторы, играющие довольно грозную мелодию. Просто звуковые американские горки. Это один из треков, которые я реально боюсь ставить на сетах, хотя иногда так хочется.
Artifex: Что ты можешь посоветовать, чтобы сформировать хороший музыкальный вкус? Может быть, есть какие-то обязательные к прослушиванию альбомы, фильмы или книги о музыке...
Тут ответ простой: вкус не сформируется сам собой, нужно слушать много РАЗНОЙ музыки. Если что-то не нравится - давать второй шанс, потому что спустя какое то время трек, который так не понравился, вдруг может заиграть новыми красками. Мне очень не нравится нынешняя тенденция не слушать музыку от начала и до конца, а проматывать на середину. Этот как проматывать фильм на конец. Но называть какие то конкретные альбомы я не могу — это реально дело каждого, на что обратить внимание. Главное — углубиться, а не смотреть поверхностно. Я со школьных времен завел привычку не слушать по трекам, а слушать альбомами. Если я случайно натыкался на трек или на клип, который мне нравится, я искал дискографию этого артиста. И было очень редко, когда все ограничивалось реально одним треком.
Artifex: Получается, что это своего рода работа?
Я бы назвал это работой над собой. Это как читать книгу, которая тебе не очень нравится, но мозг работает.
Artifex: Тебе нравится тусоваться, скажем так, с коллегами по цеху, или это необходимость с целью поддерживать контакт?
Нет никакой необходимости. Я и сам, когда кого-то зову на свои мероприятия, уточняю, что это сугубо добровольно. И если у меня нет желания приходить на ту или иную тусовку, то я и не хожу.
Artifex: А вообще любишь общаться с людьми, или ты скорее интроверт?
50 на 50. Я могу довольно долго не выходить из квартиры и не буду ощущать себя одиноким. На мероприятиях, когда я работаю, перед выступлением я тоже не особо люблю болтать. Есть момент внутреннего напряжения, которое надо будет выплескивать на сцене, не хочется его расплескать раньше времени. Но когда выступление заканчивается, я всеми руками за общение. Когда я хожу на чужие мероприятия и тусовки, там я тоже не люблю молчаливо стоять в сторонке.
Artifex: Что тебя в людях привлекает, а что отталкивает?
Привлекает пунктуальность и тактичность, отталкивает - назойливость. Но люди все сложные, так что эти качества легко могут уживаться в одном человеке. Я всегда стараюсь понять вторую сторону медали.
Artifex: А что тебе нужно, чтобы влюбиться?
Мне определенно нужно какое-то время, сразу этого у меня никогда не происходило.
Artifex: Твои переживания и эмоции как-то отражаются в твоей музыке, или ты разделяешь реальную жизнь и творчество?
Они отражаются не в буквальном смысле. Скорее, лишь влияют на мою продуктивность. В музыке мне больше интересна исследовательская составляющая, работа со звуками, мелодиями, и как они могут создавать настроение.
Artifex: Почему у тебя практически нет клипов?
Это больной вопрос. На хороший клип нужны деньги. А если проанализировать клипы, выпущенные именно электронными продюсерами за последнее время (я про Россию и страны СНГ), то можно понять по количеству просмотров и вообще по распространению клипов: это не лучшее вложение капитала. Зрителю интересны персонажи, а если нет текстовой составляющей, то и персонажа внедрять сложнее. Проще просто загрузить на ютуб аудио с обложкой - и просмотров будет всяко больше. Но я не думаю, что это диагноз навсегда, просто всему свое время.
Artifex: Твой альбом «СТРЕСС» звучит более музыкально и серьезно, чем твои ремиксы и танцевальные треки. Ты планируешь и дальше двигаться по пути усложнения?
Да, именно. То, что я делаю сольно, будет еще сложнее. На самом деле, хочется поменять формат мероприятий, в которых я принимаю участие. Сейчас я хочу, чтобы люди не плясали, а слушали, может даже сидели, чтобы это был не ночной кипишь, а вечернее мероприятие. Это будут усложнения всего.
Artifex: А как слушатели отреагировали на эксперименты с техно?
Я доволен реакцией! Как я и хотел, это получился своеобразный фильтр аудитории. Те, кто ждут от меня только ремиксов «OCB», услышали то, чего совсем не ожидали. Кому-то это не понравилось, а кто-то услышал, что мне есть что сказать с помощью другого музыкального языка. И для меня важнее диалог с той аудиторией, которая открыта для нового. Потому что изначально я ставил перед собой задачу сделать что-то новое.
Artifex: Это круто! Как тебе удаётся со всеми этими экспериментами удерживать аудиторию? У тебя же довольно разная музыка, но есть люди (и их много), которые любят у тебя и то, и другое, и третье... В чем ты видишь секрет успеха?
Я думаю, тут дело вот в чем: у нас принято разделять жанры по каким-то объективным признакам — скорость ударов в минуту, форма бита, использование тех или иных инструментов, манера пения или читки. Но я считаю, что скоро такое деление устареет, а что действительно поможет отличать одну музыку от другой - так это настроение. Тяжелый рок может создать такое же состояние души, как и техно, например. А рэп может быть схож по настроению с фанком, хотя внешне они будут подаваться совершенно по-разному. И я думаю, люди слышат какое-то общее настроение в моих треках, вне зависимости от того, какой они формы.
Artifex: Теперь вопрос, который меня мучает уже пару лет: почему обложка твоего альбома Mouse House так похожа на обложку альбома Days Gone By Bob Mosses?
О, это случайность. Я совершенно не проводил никаких параллелей. Но я тут недавно забавную вещь заметил: есть такая финская группа Pan Sonic, я ее слушал году в 2011. У них есть релиз 2004 года Kesto, я даже давным давно постил у себя в ВК этот альбом с обложкой. Так вот, обложка этого альбома выглядит так:
Вот только обнаружил я это сходство буквально пару месяцев назад.
Artifex: Правда, интересное совпадение! Можешь описать, из чего состоит твой заработок? Я спрашиваю не для того, чтобы залезть к тебе в карман, а просто очень интересно понять, чем музыканты/диджеи в России зарабатывают. И реально ли заработать на комфортную жизнь только творчеством?
У меня все складывается в режиме фриланса. Я зарабатываю за счет выступлений и заказов, периодически делаю музыку для молодых артистов. Моя жизнь может и не роскошная, но вполне комфортная. Тут, наверное, играет роль то, что я просто умею грамотно распределять бюджет так, чтобы прожить достаточное время до следующего заказа или выступления и не оголодать капитально, еще и потусоваться.
Artifex: Тогда последний вопрос: расскажи о своей главной мечте.
Мечта, которая наверняка несбыточная, — узнать, есть ли все-таки инопланетная жизнь. Эта тема меня интересовала с самого детства, и если бы я узнал ответ на этот вопрос, то мой внутренний ребенок был бы счастлив. А «сбыточная» мечта — это провести старость либо в Исландии, либо в Новой Зеландии, чтобы были горы рядом и берег, на котором можно рыбачить и не париться.
Artifex: Спасибо за интервью, было приятно пообщаться!
Тебе спасибо - было интересно!