В 1999 году брат и сестра Карэн и Гая Арутюнян создали экспериментальную группу «Дети Picasso», которая в начале 2000-х буквально взорвала российскую сцену. Их песни на русском и армянском языках входили в топ музыкальных чартов, клипы крутились на MTV, а экстравагантный стиль покорял города и страны. Они выступали на одной сцене с Depeche Mode и Massive Attack, стали участниками таких фестивалей как Нашествие, Sziget в Венгрии, Musicas do Mundo в Португалии, Rock for People и Na jednom brehu в Чехии, Fete de la Musique во Франции, Italia love festival в Италии и др.

В 2007 году когда группа неожиданно для всех перебралась на постоянную локацию в Будапешт. Музыканты неоднократно сотрудничали с эйсид-джаз-группой Masfel, этно-панкамии Zdob si Zdub, панк-аккордеонистом Джейсон Уэбли, джазовым саксофонистом Иштваном Гренчо и Александром Хакке, басистом Einsturzende Neubauten.

В 2011 году Гая и ее брат Карен приостановили работу группы, чтобы создать новый музыкальный эксперимент — психоделический фрик-дэнс-панк дуэт Wattican Punk Ballet, который европейская и российская публика приняла так же горячо как и «Детей Picasso».

В 2017 году Гая Арутюнян вернулась в Москву. За короткое время она записала альбом «Москва-река» с современным прочтением русских романсов, сняла клип и приготовила пару невероятных сюрпризов.



Artifex: Вы 10 лет жили и творили в Будапеште. После возвращения в Москву по чему вы скучаете больше всего?

По Дунаю, по любимой набережной с видом на горы, по студии, по людям, по своей квартире и дворику в сиреневом доме, по завтракам в лучшей кофейне, по музейному кварталу и по крышам Пешта.

Artifex: Что стало самым сложным после возвращения?

Привыкнуть к суровому климату, безумным размеры города и врубиться, ЧЕМ здесь дышат музыканты.

Artifex: Как вам показалось, чем? И в чем в этом плане российские отличаются от западноевропейских?

Я могу ошибаться, но у меня сложилось впечатление, что российские музыканты сейчас смотрят в ближайшее прошлое. Им нравится играть с эстетикой периода полураспада советского союза. Их вдохновение в питерских рок клубах восьмидесятых, в советской и итальянской эстраде конца семидесятых.... А это то, от чего я убегала всю юность. ☺

Artifex: Вы часто экспериментируете в творчестве. Что вас привлекает в музыке сегодня? Какой новый эксперимент нас ждет?

В музыке и в искусстве, как всегда, привлекает личность, свободная от жестких концепций. И смешение стилей. Думаю, тот, кто умеет с большим вкусом это делать, имеет козыри на руках. А для нас самый серьезный эксперимент на сегодня — это вернуться к себе в новом культурном контексте. Уверяю вас, это не так просто, как кажется. ☺

Artifex: То есть Дети Picasso и Wattican Punk Ballet в ближайшее время вернутся на большую сцену?

Да! Но только не называйте это камбэками, мы не хотим выходить на беговую дорожку в рядок с другими группами, мы будем двигаться по параллельной тропинке и в удобном для нас темпе!

Хорошая новость состоит в том, что Дети Picasso возобновляют работу над русскоязычными треками с московским составом. И уже в августе мы планируем дать два концерта, где сыграем старые треки с альбомов «Глубина», «Месяц улыбок», «Герда» и «Кай», а также несколько новых песен! Всё это вы сможете увидеть на концертах 8 августа на крыше павильона «Рабочий и Колхохница» на ВДНХ, в проекте Музыка на крыше и 10 августа на фестивале ЛЕТО ДЖАО ДАЧА.

Artifex: В сольном альбоме Gaya «Москва-река» вы осовременили русские романсы. Почему первой работой после долгого молчания стал именно этот альбом?

Заграницей я пересмотрела свое отношение к русской культуре начала XX века... Я всегда любила Серебряный век, но на расстоянии он оказался ещё больше и масштабнее. Дягилев, Стравинский, Вертинский, Шаляпин, Пастернак, Павлова, Нижинский, Бакст .... Это глыбы, повлиявшие на ход мировой культуры!

Пикассо женился на русской балерине Хохловой, вдохновлялся ею, Коко Шанель помогала Стравинскому, обожала его, Павловой подражала вся европейская элита! Появился стиль А-ля Русс, мода на все русское... На балет, оперу, на «русское».

А в то время в России популярной музыкой были городские романсы. Конечно, кроме того существовали фолк, опера и балет. А джаз и все вытекающие стили ещё даже не появились в Америке, зато Скрябин, сидя в Москве , уже придумал Светомузыку!!!

Я, в общем, искала способ вернуться к русскому языку. Вдали от своего брата и музыкантов, которые остались в Будапеште, мне было интересно освоить новый, незнакомый для меня музыкальный язык — электронику.

Как всегда поворотным пунктом стала правильная встреча. Встреча с молодым, очень перспективным музыкантом и композитором, преданным музыке и идее, фанатичным и неприлично одаренным — всё, как мы любим — это имя вы ещё услышите OCRAN.

Именно с ним удалось войти в поле электронных экспериментов над русским романсом. И именно этот альбом помог мне вернуться к музыке и русскому языку. Думаю, это лучшее, что случилось со мной за последние два года.

 

 

Artifex: Сложно ли было работать без брата Карена и привычного состава живых музыкантов?

Нет сложного, есть задачи и вызовы, которые возбуждают фантазию. Тогда технические сложности уходят на второй план. Однако, вернуться в раздел живой музыки и начать снова работать с братом и живым составом — это, как вернуться в семью, в родной дом!

Artifex: Состав Дети Picasso менялся, группа была в замороженном состоянии несколько раз, но ваш брат и прекраснейший музыкант Карен всегда был рядом, вы были в связке. Как вы решились на переезд обратно в Москву, когда он остался в Будапеште?

Смотрите, вы можете называть ЭТО как угодно: судьба, удача, пространство, провидение, Бог, Кришна, Иисус, Будда... Высшие силы иногда толкают на болезненный путь, но истинный. Проход на следующий уровень всегда узкий и предполагает сверхусилие.

По семейным обстоятельствам мне пришлось вернуться, но знаете, если, чтобы развиваться меня надо было разлучить с любимым Будапештом, комфортной жизнью, дорогим братом, студией и предсказуемым будущим, значит так было нужно. Сейчас я понимаю, что совершенно необходимо.

Artifex: Как долго музыкант может жить без музыки?

Может некоторое время, чтобы эмоционально и энергетически восстановиться и аккумулировать новые мысли и идеи. Нельзя музицировать по инерции, это вредно для души.

Artifex: Что вам помогает не опускать руки и писать музыку дальше? Как вы справляетесь с кризисами?

Любовь, развитие, работа над собой.

Artifex: Как вы считаете, нужен ли артисту сегодня менеджер?

Обязательно. Хотя многие справляются самостоятельно, мне кажется, что при этом акценты с творчества смещаются на коммерцию, а это всегда ложная штука. Так что я ЗА хороший менеджмент. За мощным артистом всегда стоит крутая команда!

Artifex: Гая, помимо создания музыки, вы даёте уроки вокала, пишите картины, конструируете одежду и даже были гидом в Будапеште. Как удается все совмещать? Талантливый человек талантлив во всем?

Конечно нет! Посмотрите на Набокова. Он был гениальный прозаик, но стихи его читать невозможно. ☺

Я делаю на разных этапах то, что меня возбуждает. Я знаю, что в этот Момент именно там моя энергия расцветёт в полной мере. Между тем я повторяю себе: «Гая, у тебя ни с кем нет контракта, ты свободна! Делай только то, что хочется делать с отчаянной страстью!». Вот и всё!

Artifex: Вы как-то сказали, что между вечеринкой и студией вы всегда выберете студию. Какой отдых для вас является лучшим?

Да, потому что студия — это место, где я максимально я. А отдых, конечно, нужен. Скажем, прогулка с любимыми людьми по городу, крепкий кофе, хороший разговор, вкусный обед, вдохновляющая экспозиция, массаж и вода, много воды! Река, море, озеро, ручей, океан, вино.

Artifex: Гая, на ваш взгляд, какими способами некоммерческая музыка может выжить в России сегодня?

Я не знаю. ☺

Artifex: Назовите три страны и три города, которые вас вдохновили. И, самое главное, почему?

Норвегия, Индия, Израиль.

Мы много гастролировали по Норвегии. И, находясь там, мне всегда казалось, что больше никаких других стран и континентов не существует. И эта изоляция создаёт внутри фатальное и острое ощущение жизни и творчества.

Индия — это страна, которая несколько раз переворачивала мою жизнь с головы на ноги. Это страна — зеркало. И там я точно жила в прошлых жизнях.

Израиль мне сразу не понравился, а потом сильно понравился и навсегда!

Там, в этих их морях, я чувствую себя, как в утробе матери! Это одна из самых молодых и загадочных стран в мире. Страна, которая вернула себе право быть. Вы все это почувствуете, даже не зная истории, а просто заходя, например, в крепость Масада.

И их кухня, конечно, выше всех похвал.

Artifex: Что бы вы сейчас посоветовали тем, кто хочет иммигрировать?

Не бойтесь сделать этот шаг, это безумно интересно! Только умоляю, учите языки. Без них вы в изоляции. А одиночества никто не любит.

Artifex: Какая самая большая мечта Гаи Арутюнян?

А это я оставлю для себя.

Artifex: Группе Дети Picasso скоро исполняется 20 лет. Как вы планируете это отметить?

Большим концертом из двух отделений! Не пропустите это. ☺