Synthwave, также известный как retrowave, - направление в электронной музыке, в основе которого лежит синтезаторная музыка и поп-культура восьмидесятых. Как следует из названия, синтвейв - это сокращение от сочетания синти-попа и нью-вейва. Для жанра характерны преимущественно инструментальные композиции с акцентом на ретросинтезаторных партиях, в которых часто прослеживается тема футуризма.

Дмитрий Артёменко aka asstRa — создатель и владелец промо-группы, а также одноименного лейбла Synthetics Records, ориентированных на поддержку и развитие музыкального жанра Synthwave в России. Помимо этого, он администратор пабликов E:\music\synthwave, E:\music\vaporwave, E:\music\stoner в ВКонтакте.



На его счету организация многих вечеринок данных музыкальных жанров, а также концертов известных европейских исполнителей (Waveshaper, Sung, Daniel Deluxe, Highway Superstar, Irving Force, Nightstop) в формате «ночная пати до утра». Завсегдатаи таких мероприятий часто видят Дмитрия за диджейским пультом и слышат его уникальные сеты.

 
Дмитрий Артёменко поделился с Artifex историей знакомства с жанром Synthwave, рассказал про организаторскую деятельность, выступления зарубежных музыкантов в России и дальнейшие планы.

Artifex: С чего началась твоя любовь к retrowave-музыке?

Даже не знаю, с чего начать. Наверное, сначала стоит отметить, что такого музыкального жанра как retrowave не существует. Во избежание путаницы лучше употреблять слово synthwave. Оно более каноничное и правильное, особенно для западных слушателей. Распространение это слово получило только у нас в стране. Подозреваю, это связано с особой любовью наших соотечественников к чувству ностальгии.

Что касательно меня, то впервые я познакомился с американской группой Dance With The Dead (DWTD). Наверное, это была осень 2013 года. Тогда я находился в музыкальных поисках, слушал много современной и прогрессивной на тот период рок-музыки и много увлекался психоделическим роком.

Artifex: Когда ты решил организовать свою первую synthwave-вечеринку?

Перед тем как организовал первую вечеринку, у меня был достаточно долгий этап проникновения в ночную московскую жизнь.

Я с бессознательного возраста занимался прослушиванием музыки. Таких, как я, принято называть меломанами. В ВКонтакте у меня почти 10 тысяч треков, а это уже моя третья страница. В общем, у меня богатая коллекция музыки.

В 2015 году я решил открыть свой небольшой музыкальный паблик HP music или просто Hungry Plankton. Подозреваю, типичная на самом деле история. К тому моменту я являлся завсегдатаем андерграундной московской жизни и после посещения очередной тусовки делал свои рецензии и фотоотчеты. Так однажды я попал на фактически первую retrowave-вечеринку. Я был поражён той атмосферой праздника, которую я так долго искал всё своё тусовочное время. Это невозможно передать. Это был ключевой момент.

 

 

Artifex: Ты один организовывал свою первую вечеринку или нашлись единомышленники?

На самом деле, в ту ночь наша команда и образовалась, я косвенно познакомился со своим главным «профессором по synthwave» — с Павлом Соловьёвым. Та культовая вечеринка была осенью 2015 года, после которой мы зафрендились в ВКонтакте, и мне удалось его подключить к работе в HP music. Тогда в той группе было около 400 подписчиков, хе-хе. Под впечатлением от прошедшего мероприятия, не имя возможности сходить на что-нибудь подобное, к нам пришла гениальная мысль: а, может быть, нам организовать что-нибудь своё?

Паша позвал еще своего друга — Карину Алахвердову. Мы встретились, был ещё один приятель, который подстегнул меня на безумную концепцию Retrowave vs Techno. С аргументацией «про Retrowave никто не знает, поэтому нужна вторая сцена с техно, тогда у вас появится шанс оттянуть публику». Тогда, надо признаться, я был совсем зелёный, и мне можно было вешать любую лапшу на уши. Как оказалось в итоге, люди пришли только на Retrowave.

Есть ещё один важный хронологический факт — у нас не было никакой информационной поддержки, поэтому мы обратились к организатору прошлого мероприятия. Это был создатель паблика E:\music\retrowave, который нас, в итоге, не поддержал и через неделю законсервировал свой блог, как ему казалось, навсегда!

Artifex: И дальше, я так понимаю, началась серия твоих мероприятий под названием Synthetics?

Идея серий мероприятий Synthetics появилась позже — в июне 2016, через полгода после первой тусовки.
Заметив мою любовь к stoner-/desert-року, меня пригласили участвовать в создании новой ветки в сети E:\music\stoner, которая должна была заменить вышедший старый блог в ВКонтакте, известный ныне просто как Stoner.

Чуть позже марта 2016, благодаря своим коллегам по stoner я узнал о закрытии «старого» E:\music\retrowave, который, кстати, являлся на тот момент самым лучшим по активности музыкальным сообществом во всей социальной сети ВКонтакте (имея около 45 тысяч подписчиков, в среднем один пост набирал 1000 лайков). Тогда я принял ключевое решение и обратился к создателю всей сети E:\music\ («Храм»), сказал, что готов взять на себя инициативу главного администратора с нуля воссозданного E:\music\retrowave. Началась новая глава в истории нашей промо-группы.

 

 

В апреле мы провели ночной рок-концерт, а в мае, уже имея около 2000 подписчиков, повторили вечеринку, но уже без техно в «лайн-апе». И это был аншлаг в сравнении с нашим первым мероприятием. Подтянулись новые лица, появились новые идеи. Наконец-то мы подкрались к мысли, что необходимо создать бренд, который мог запомниться людям.

Мы дискутировали, наверное, дней 10. Каких вариантов только не было. Я принципиально настаивал на английском названии. Сначала родилось слово СИНТЕТИКА на русском, после родилось Synthetic, которое было занято, тогда я от себя добавил «s» на конце.

В июне 2016 года мы провели первое мероприятие Synthetics. Но такого сообщества ещё не существовало. 10 декабря мы провели первый иностранный привоз — Irving Force из Швеции, а 22 декабря уже официально родилась промо-группа Synthetics, а в последствии ещё и небольшой музыкальный инди-лейбл!

 

 

Artifex: Каких зарубежных synthwave-музыкантов тебе удалось привезти в Москву?

Повторюсь, первый привоз случился 10 декабря. Чуть менее года назад. Боже, кажется, будто целая жизнь прошла. На российской сцене нашими стараниями появились новые европейские исполнители, которые реально являются представителями жанра. До этого из года в год организовывались только вечерние концерты для стандартной обоймы популярных групп Carpenter Brut, Dance With The Dead, Perturbator.

А теперь представьте: Synthwave, который давно уже находился в лидерах европейского андерграунда и который игнорировался всеми у нас, и в один день, 10 декабря, в Санкт-Петербурге и в Москве проходят две ночные вечеринки с приглашёнными зарубежными артистами. У нас выступил гитарный дуэт из Швеции Irving Force и продюсер из Финляндии Nightstop, а в Питере легендарный Robert Parker.

 

 

Мы собрали в Москве не больше 200 человек, улетели в большой минус, но для нашего скромного комьюнити это был огромный прорыв, радовались как слоны! Уверен, для доживших до этой строчки читателей всё это покажется сущим пустяком, но все вокруг убеждали меня в том, что «ньюретро» не для ночного формата. Как я сейчас уже понимаю, имелось в виду «не для коммерческого формата». Но поверьте, вся суть и сама атмосфера теряется, потому что synthwave или же, если вам удобней, retrowave — это, в первую очередь, вечеринка, пати, дискотека и танцы.

Потом, как по накатанной, пошли наши концерты: датчанина Daniel Deluxe в Санкт-Петербурге и в Москве, дуэт синтезаторщика и барабанщика Lazerpunk!, и вот совсем недавно мы привезли сразу три проекта в один вечер-ночь Blade Runner Tribute Paty: Highway Superstar - первый вокальный привоз synthwave в Россию, Sung из Парижа, и главная звезда той ночи — швед Waveshaper. Всего восемь. Ещё был любимый нами ROBORG из Праги. И это не считая трёх белорусских проектов Tern Crasher, Starblader и Fury Weekend.

 

 

Artifex: Расскажи подробнее про последнее на данный момент проведенное мероприятие Replicants - Blade Runner Tribute Party. Какова была концепция? Почему такое название?

Это не только моя история и концепция. Здесь я выступил всего лишь орудием, инструментом. Одна из главных проблем Synthwave заключается в том, что музыка слишком концептуальная, и российская публика не готова ее воспринимать в отрыве от визуальной составляющей. Нашему слушателю нужен повод собраться, таким поводом послужил новый фильм Blade Runner 2049, главную роль в котором сыграл Райан Гослинг — далеко не последний персонаж для нашего комьюнити. В приквеле,«Бегущему по лезвию» 1982 года, за звуковое сопровождение отвечал Вангелис — культовый музыкальный продюсер, сыгравший огромную роль в популяризации синтезаторной музыки — synthwave.

Artifex: Когда планируется следующая вечеринка? Будут ли ещё привозы?

Касательно планов. 10 ноября нас так тепло встретила питерская публика, что мы всей промо-группой решили сделать себе небольшой новогодний праздник в Санкт-Петербурге и поделиться им с местной аудиторией. Это будет 3 января — погрузимся в нашу любимую ретро-футуристическую атмосферу будущего на всю ночь!

Насчёт дальнейших привозов – тут всё немного сложнее, несмотря на то, что мы успели сделать себе имя в Европе, и к нам выстроилась целая очередь из зарубежных музыкантов, желающих выступить в России. Честно говоря, мы боимся сейчас браться за крупный проект своими собственными силами. Нужно либо ждать новую волну хайпа, либо отступить от собственных идеалов и реализовать что-нибудь из надёжной «обоймы».

Реальность такова, что нам приходится переступать через свои желания и потребности, делать на голом энтузиазме. Нам вовсе не хочется казаться героями, жертвами или носителями европейских культурных ценностей. В конце концов, мы не делаем никому искусственного дыхания и не жертвуем детям-сиротам, поэтому не ждем каких-либо чудес. А так, лично у меня проектов хватит еще на год вперёд. Слава синтезаторным богам, музыка у нас для этого то, что надо!

Artifex: Спасибо за интервью!