Если бы машина времени перенесла вас в Америку шестидесятых, что бы вы сделали? Ну, а прежде всего, принесло ли бы такое путешествие какую-то радость или нет? Тут всё неоднозначно. С одной стороны, социальные проблемы и волнения, но с другой — бурное развитие и небывалый расцвет музыкальной культуры. В этот-то достаточно сумбурный, но волнующий мир я и предлагаю перенестись сегодня. И начнём мы, пожалуй, с соула, который с английского переводится как «душа».

Soul — дитя любви Африканской и Американской культуры 1950-х, сочетающее в себе Gospel music (разновидность церковной музыки), R&B и джаз, родилось под влиянием the Civil Rights Movement и само оказавшее влияние на рок и Африканскую музыкальную культуру. Поджанров у соула действительно множество: тут вам и hip-hop soul (soul + R&B), и soul jazz и soul blues (тут всё и так понятно), плюс ещё разделение по регионам — мемфисский, чикагский, филадельфийский, нью-орлеанский и детройтский... И что удивительно: всё это каждый раз было чем-то новым и неопробованным в музыке, добавлявшиеся элементы порождали новые ответвления, как огромное иерархическое дерево с ветвями, уходящими в бесконечность.

 

Классический soul в шестидесятые годы оказывается на одном из пиков популярности. А к концу десятилетия, благодаря постепенному стиранию границ между жанрами и непрерывным экспериментам, появляются такие взрывные смеси, как psychedelic soul (от psychedelic rock, о котором мы подробнее поговорим далее), а вместе с тем и smooth «quiet storm» (джаз + R&B), ну и конечно же funk, открытый через творчество Джеймса Брауна, Сэма Кука, Ареты Франклин и других.

 

 

Затронув тему продвижения афроамериканской музыки тех лет, нельзя обойти стороной приобретшую тогда огромную популярность американскую звукозаписывающую студию родом из Детройта — Motown Records, благодаря деятельности которой мы знаем и любим таких талантливых исполнителей, как The Temptations и The Four Tops, прекрасных соул-певиц Мэри Уэллс и Глэдис Найт, а также не менее популярных the Supremes.

Причём есть основания предполагать, что некоторые хиты женского трио, такие как «You keep me hanging on» (1966), уже в то время содержали в себе элементы раннего диско, окончательно оформившегося как жанр лишь в начале следующего десятилетия.

 

 


 

Кроме того, в заслугу компании можно смело ставить продвижение группы c неприметным названием Jackson 5, из которой однажды выйдет король поп-музыки Майкл Джексон.

 

 

Развитие рока, зародившегося и вызвавшего неподдельный интерес молодёжи уже в 50-е годы, приобрело широчайший размах в шестидесятые в связи с масштабными социальными потрясениями в США. Война во Вьетнаме, расовое и гендерное неравенство — всё это отражалось на судьбах многих американцев и вызывало всеобщее возмущение и протест, находившие своё выражение не только в прямой борьбе в рамках различных массовых движений, но и в музыке. В этом плане, как вы уже можете догадаться, рок идеально отвечал потребностям людей, что и явилось важнейшей предпосылкой для его дальнейшего распространения.

 

 

В наиболее ярко выраженной форме бурлившие в стране настроения улавливаются в ответвлении рока, которое так и называлось — Protest Music, а также, чаще «между строк», а не прямым текстом, в Folk music. Так, само за себя говорит «Say it loud — I’m black and I’m proud» уже ранее упомянутого Джеймса Брауна, «Masters of War» Боба Дилана и его же «Blowin’ in the wind» — культовой песни, за счёт менее кричащего названия относящейся уже к жанру folk.

Кстати, раз уж мы начали разговор о Бобе Дилане, стоит сказать, что он был настолько крут, что, выпустив свой очередной альбом с оригинальным названием «Blonde on blonde», создал жанр, не то чтобы совсем никому до того не знакомый, но даже напротив, представлявший из себя своего рода «возвращение к истокам», как водится, сразу нескольких других музыкальных жанров: не только старого доброго рок-н-ролла, но и фолка, и кантри.

 

 

 

Нередко так бывает, что жизнь строится на контрастах. Работает это как для самой Америки тех лет (чёрное/белое, мир/война, мужчина/женщина — те контрасты, создававшие напряжение и острые противоречия в социуме), так и, в какой-то степени, для музыки этой страны. Вот кантри-рок и южный рок, к примеру, стали ответом на доминирование специфической психоделики, тесно связанной с ростом популярности одноименных веществ (ЛСД).

В этом жанре мне хотелось бы упомянуть одну классную группу из Бостона с забавным названием Ultimate Spinach, музыку которой полна неожиданностей и характерных экспериментов со звучанием.

 

 


 

Очень много уже сказано и написано о явлении, именуемом The British Invasion, в потоке которого на мировой уровень вышли The Beatles, The Rolling Stones, The Who, The Animals, Led Zeppelin и многие другие британские исполнители, вклад которых в развитие музыки трудно переоценить.

Как этих ребят, так и жанр Hard rock ожидал взрывной успех, такой же взрывной, как традиция разбивать инструменты на сцене, вписанная в историю гитаристом The Who Питом Таунсендом на одном из концертов группы во второй половине шестидесятых.

 

 


 

Напоследок давайте просто включим один из расслабляющих хитов The Beach Boys — Vibrations (в таком «гавайском» стиле — с этим у меня и ассоциируется в основном serf rock) или послушаем немного а капеллы шестидесятых (на выбор – The Persuasions, The Heartaches, The Chessmen; конечно, это лишь немногие, а всех, пожалуй, не перечислить).

 

 

 

 

И на таком ласкающем слух фоне хотелось бы сказать только одно: музыку того десятилетия стоит слушать, ибо то было время зарождения тех направлений, которые достойны того, чтобы навсегда остаться в наших сердцах. «Do your own thing» — главный призыв того времени, а он остаётся актуальным и по сей день.