«Мы являемся отражением ста миллиардов светящихся частиц. Сто миллиардов нейронов, благодаря которым возникают идеи и эмоции. Сто миллиардов нейронов, что делают нас такими непохожими на друг друга, но все же глубоко связанными»

Макс Купер (Max Cooper) занимает уникальную художественную позицию, соединяя электронную музыку, изобразительное искусство и науку через инсталляции, живое аудиовизуальное и иммерсионное звуковое представление. Его лейбл Mesh занимается созданием музыки, которая является одной из составляющих более обширных коллабораций искусства и науки.

В 2018 году мир увидел релиз третьего студийного альбома Купера 'One Hundred Billion Sparks', в котором он поднимает вопрос о личности, и в то же время рассматривает сложные механизмы, которые делают всех нас такими непохожими друг на друга.



Мы поговорили с Максом о его творческом пути, следовании за мечтами и красоте природы.

 
Artifex: Вы прошли достаточно долгий творческий путь - с момента вашего первого музыкального релиза прошло почти 12 лет. Что изменилось за это время?

Нахождение музыкальной индивидуальности является, наверное, главным моим достижением. Поначалу я пытался копировать определенный стиль или вписаться в определенный жанр. Но через опыт создания огромного количества ужасной музыки обнаружил, что если просто слушать себя и делать то, от чего тебя прет в данный момент, не волнуясь о том, будут ли твою музыку играть в клубах и впишется ли она в какой-то жанр, результат не заставит себя ждать. Каждый раз, когда через свою музыку я мог передать то, что трогает сердца людей, они реагировали. Поэтому я пошел по этому пути. Иногда совершал ужасные ошибки в музыкальном плане, не всегда делал все правильно, но продолжал идти вперед, несмотря ни на что. Я продолжаю пробовать и находить различные техники звучания, которые отзываются во мне.

Artifex: Вы думали о том, куда вас может привести музыка?

Нет, но мои друзья часто говорили о том, чтобы я «сделал это», достигал высот, выступал на больших стадионах и т.д. Но я никогда не думал об этом, я не считаю, что нужно быть помешанным на каком-то потенциальном месте, куда может привести карьера. Этого, собственно, может вообще не случится, поэтому я всегда помню, что карьера музыканта очень нестабильна, и в любой момент все может закончиться. Я предпочитаю фокусироваться на тех вещах, которые могу держать под контролем. Например, на чувстве радости и ощущении красоты, которые возникают при создании музыки и идей ее воплощения. Удовольствие, которое ощущаешь от получения новых знаний и поиске решения сложных, но креативных задач, что встают перед тобой, и вообще все преимущества такого подхода, несоизмеримо преобладают над той расплывчатой идеей достижения чего-то. Так я считаю. К сожалению, обществу насильно «скармливают» ерунду о звездной славе. Если она - единственное, к чему стоит стремиться, и у нее нет какой-либо художественной деятельности в основе, то успех тогда - лишь бессмысленная пляска под чью-то дудку, которая длится всю жизнь.

 

 

Artifex: Какова была идея вашего первого аудиовизуального перфоманса?

Поначалу я создавал аудиовизуальное шоу с Emergence, которое начиналось исключительно как живое выступление. Но в процессе я понял, что создавать наглядную историю, поделенную на главы, добавлять к этому музыку и сотрудничать с другими художниками для создания живой истории, на самом деле очень веселый и увлекательный процесс. И он стал моим основным форматом деятельности на данный момент, потому что открывает двери для совершенно разных коллабораций и обсуждений, исследований и познаний. Музыка никогда не была моей единственной страстью, и именно через этот формат я могу вовлекать в творчество и другие мои интересы.

Artifex: Что является самым вдохновляющим в вашей музыкальной карьере?

Открытие для себя эстетических особенностей природы, которые я изучил, подойдя к научным идеям с точки зрения художника. Я начал искать необычные формы среди элементов природы, чтобы использовать их в своих шоу, и обнаружил, что эстетический уклад природы непостижим, и красота природы заключается в ее первозданности. В науку на самом деле вплетено искусство, но лишь в том случае, если ты хочешь его найти. Эта мысль мне кажется очень вдохновляющей. По этим ссылкам https://maxcooper.net/the-nature-of-nature, https://www.onehundredbillionsparks.net/ и http://emergence.maxcooper.net/ больше информации по этой теме.

Artifex: Есть ли у вас несбывшиеся мечты, которые вы бы хотели воплотить через музыку или другие виды искусства?

Безусловно. Мною движет острое желание самовыражения в более открытой манере, чем сейчас. Каждый новый проект – это маленький шажок вперед, но в целом, мне кажется, что я - лишь небольшая составляющая того пути, который ведет к сознанию чего-то более стоящего. Огромное количество идей и возможностей существует в мире, и я хотел бы иметь больше времени для работы.

 

 

Artifex: Карьера музыканта связана со стрессами, перегрузками, недостатком сна. Как вы справляетесь с этими трудностями? Есть ли у вас какие-то советы для молодых артистов?

Да, поездки и турне пагубно сказываются на организме. У меня были случаи, когда я перегружал себя и, как следствие, от этого страдали мои работы. Но я понял предел своих возможностей и то, как нужно устраивать свои дела, чтобы оставаться здоровым. Прежде всего, это значит, что нужно высыпаться и минимизировать количество стрессов в дороге. А для этого нужно проводить дома достаточное количество времени и тщательно планировать путешествия и выступления, не принимать решения в последнюю минуту и т.д. Ну, и не налегать на виски.

Artifex: Вы слушаете современную музыку? Что вы думаете об актуальных направлениях? Кто вдохновляет вас?

В последнее время я много слушал Bing & Ruth, и Lusine, Ben Lukas Boysen, Brecon, Rob Clouth, Skee Mask, Winged Victory, Philip Glass, Tim Hecker.

Artifex: Что вы можете посоветовать начинающим талантливым артистам?

Просто придерживайтесь того, что вам больше всего нравится в музыке и не отпускайте это. Тогда вы можете быть уверены, что будете получать удовольствие от самого процесса, независимо от того, станет ли это занятие карьерой всей вашей жизни или нет.

Artifex: Вы только что выпустили новый альбом One Hundred Billion Sparks. Насколько мне известно, на время его создания вы уехали за город. Как вы себя чувствовали после возвращения в реальность? Зарядились ли энергией загородной жизни?

Да, я всегда хотел иметь достаточно времени, чтобы целенаправленно сфокусироваться на проекте, не отвлекаясь ни на что, поэтому я провел месяц в полном одиночестве в прекрасных долинах Уэльса к юго-востоку от Сноудонии. После месяца, проведенного в изоляции и почти без контактов с людьми, было довольно странно возвращаться в мир информационного потока, в котором вы живем. Честно говоря, с тех пор я уделяю меньше времени моей почте и переписке, но все же трачу на это слишком много.



Artifex: Давайте представим, что вы встретили себя самого через пять лет. Что бы Макс, который на пять лет старше, сказал Максу нынешнему?

Я уверен, что сказал бы себе: все, о чем ты переживаешь сейчас, по большей части не имеет никакого значения, и тебе просто нужно расслабиться и попытаться наслаждаться этим. Это так сложно - не втягиваться во все подряд и не потерять свежий взгляд на вещи, Я часто начинаю нервничать по поводу мелочей, но это просто мой естественный образ мыслей. То же самое с музыкой: я заморачиваюсь над каждой деталью, когда работаю над треком. Я трачу много времени, пытаясь наблюдать со стороны за происходящей ситуацией, смотреть на нее объективно и беспристрастно, но не быть втянутым полностью в то, что требует много работы. Проще сказать, чем сделать. Мне бы хотелось понять, как можно быть занятым работой и не расслабляться, но в то же время наслаждаться всеми позитивными сторонами процесса создания музыки.

 


Перевод: Анна Малышева