Молодая певица Маргарита Позоян быстро и уверенно поднимается на свой Олимп. Она не гонится за дешевой популярностью и все умеет делать достойно – по совести и чести. В этой беседе девушка рассказала о своем творческом пути, победах, поражениях и красивой армянской музыке.



Artifex: Передо мной сидит милая девушка Маргарита Позоян. Но многие узнали тебя под псевдонимом Arishata. У меня два вопроса – откуда он и зачем?

Творческим псевдонимом я не пользуюсь, наверное, с тех пор, как в моей жизни появился проект «Голос». До этого я использовала его вместе со своим именем и фамилией в качестве сценического имени. То есть я была Маргарита Arishata Позоян. На самом деле, псевдоним появился совершенно случайно. Друзья пригласили меня на R’n’B–вечеринку, и я приняла их приглашение, потому что раньше исполняла именно R’n’B и soul музыку. А для певицы этого жанра имя Маргарита Позоян было слишком длинным. Так появилась просто Arishata.

Потом выяснилось, что у появившегося из случайности псевдонима есть несколько скрытых смыслов. На одном из индийских диалектов Arishata означает мое имя – Маргарита, как утверждают авторы псевдонима. В переводе с армянского языка он тоже имеет объяснение: ari – «иди», а shat – «много». Другими словами, это «далекоидущий». А если читать Arishata наоборот, то получится Tashira – почти как название одного из армянских городов Ташир.

Artifex: А когда пришло полное осознание, что от псевдонима, каким бы красивым он ни был, пора уходить и пробивать себе дорогу под своим именем?

Его я еще использовала во время отборочного тура Евровидения. Тогда выступала от России и понимала, что с фамилией Позоян мне явно не пройти. Как оказалось, представлять Россию на конкурсе с именем тоже не получилось , но тем не менее это был интересный опыт и стильное выступление! (смеется) Потом, особенно когда я пришла на проект «Голос», поняла, что хочу выступать под своим именем – без прикрас и скрытых смыслов. И все сложилось благополучно. Псевдонимом я в данный момент не пользуюсь, но это не значит, что я его кому-то отдам! (смеется)

 

 

Artifex: Очень многие истории успеха начинаются со слов «Еще в детстве я мечтала стать...» Как начиналась твоя?

Не помню, чтобы в детстве я хотела стать именно певицей. Я просто хотела петь и заниматься музыкой. Это было единственное желание, которое двигало мною в то время. И я не хотела облекать его в какие-то слова. Мне не было важно, как это называется – артистка, певица или как-то еще. Важно было заниматься любимым делом. Мне очень посчастливилось, что мои работа и любимое дело – это одно и то же.

Artifex: Все это здорово, но меня зацепили твои слова, когда ты рассказывала про свой опыт с Евровидением. Ты сказала, что с фамилией Позоян тебя вряд ли пустили бы участвовать в конкурсе от России. А что не так? Талант под нерусской фамилией существовать не может? Неужели в музыке есть место политике или национальным вопросам?

Честно, у меня нет конкретного ответа на этот вопрос. Но как показывает практика, еще ни одного артиста с армянской фамилией на Евровидении от России не было. . Хотя еще во времена СССР на подобные вещи не обращали внимания. Помню, в классе у меня одной была фамилия на «ян», но я никогда не чувствовала себя другой. У нас тогда не было разделений по национальному признаку и разногласий – все были равны.

Artifex: Сегодня этого понимания часто не хватает. Все народы равны, и при этом они имеют свою неповторимую культуру. Например, безумно красива армянская музыка. Вот о ней я и хочу с тобой поговорить. Особенно после того, как послушала песню «Сестра по духу», которую ты исполнила вместе с Арцвик...

Очень многого мир не знает об армянской музыке. Очень древняя, она потрясающе красива и таит в себе не просто глубокий смысл, но и богатую историю.



По преданию, один из самых значимых деятелей в армянской культуре Саят Нова, написал огромное количество своих песен о любви, будучи влюбленным в дочь (по другой версии, в сестру) грузинского царя Ираклия II. И, пусть в этой истории любви не было продолжения, однако мир музыки и в первую очередь армянский народ получил богатое наследие! Кстати, Саят Нова писал и пел не только на армянском, но и на грузинском, азербайджанском языках, их диалектах, а также на фарси и белунджинском. Народ по сей называет его «Царем песнопений»! И достаточно послушать музыку Саята Нова, чтобы без лишних слов понять, что так оно и есть. Это только один пример, который я рассказала. А их еще очень много.

Artifex: Что, кроме истории, таит для тебя армянская музыка? Ты всегда чувствовала в себе этот зов крови или стала прислушиваться к нему через некоторое время?

В этом плане я аутсайдер, поскольку родилась и выросла в России. Больше знакома с российской и иностранной музыкой, которую слушала все детство и юность. Но чем старше становлюсь, тем больше погружаюсь в истоки армянской музыки. Ловлю себя на мысли, что хочу еще глубже проникнуть в этот мир. Знакомлюсь с творчеством армянских исполнителей, особенно прошлых лет, что мне очень помогает в моем творчестве.

 

 

Artifex: Очень часто слышу от музыкантов, что музыка иногда позволяет достигать необычных состояний. Этнические мотивы в этом плане особенно сильны. С тобой такое случалось?

Безусловно! Я человек, который чувствует музыку очень тонко и глубоко и хорошо ее слышит со всеми нюансами. Конечно, порой она вводит меня в транс, в состояние невесомости, когда просто забываешь о том, что происходит здесь и сейчас. Этническая музыка для меня обладает особой силой и энергетикой. Возможно, потому что она была создана в то время, когда люди были свободны от предрассудков, комплексов и ограничений. Тогда они творили, не оглядываясь на форматы и догмы. И не для того, чтобы прославиться. Им веришь, потому что понимаешь, что это действительно честная музыка. Сейчас далеко не все могут позволить себе сделать так, к сожалению.

Artifex: Выходит, что формат мешает творчеству? Получается, что половина отечественного шоу-бизнеса вообще не знает, что такое творчество и честная музыка, если каждый второй хочет попасть под формат...

Мешает. Я обязательно учитываю пожелания публики, но точно знаю, что не пойду у нее на поводу. Есть некие принципы, которые не позволят мне этого сделать. Например, быть честной в том, что я делаю, пишу, о чем говорю и пою. Могу с уверенностью сказать, что у меня честная музыка, потому что пишу от души о том, что вижу, слышу и проживаю. Я рада, когда эта музыка находит отклик в сердцах слушателей.

Artifex: На что ты никогда не пойдешь даже ради карьеры?

Я не стану покупать зрителя на дешевые уловки в плане обнажения себя. И не смогу петь песни с глупыми и абсолютно не глубокими текстами. Для меня очень важно слово.

Artifex: Потому что ты и сама пишешь песни. Что должно произойти, чтобы новый текст «пришел» к тебе?

Что угодно! (смеется) Разные песни рождались в разные моменты моей жизни. Подавляющая часть из них - автобиографичны. Иногда я слышу музыку в голове со всеми музыкальными инструментами вплоть до мельчайших нюансов. Тогда хватаюсь за телефон и записываю ее. Так у меня было с песней Impossible. Напела ее на диктофон и отложила. Дальше не пошло, и только через пару лет вернулась к ней. Было такое, что я писала песню и бросала ее на десять лет. Так рождалась «Навстречу солнцу», которой сейчас уже 12 лет! (смеется)



Artifex: Короткие сроки не для тебя? Не можешь работать, потому что надо, а работаешь, потому что хочешь, верно?

Могу написать и за короткий срок. Если совпало вдохновение и самоощущение. Так было с песней «Сестра по духу». Мы хотели записать дуэтную композицию, чтобы она получилась и европейская, и с армянским колоритом. Это было НАДО. Но до тех пор, пока я не осознала, что песня должна появиться прямо СЕЙЧАС, ничего не происходило. Все идет исключительно из космоса.

Artifex: Выходит, что музыка приходит некой энергией?

Когда слушаешь музыку, есть такое, что тебя словно волной сносит?

Artifex: Очень часто!

Это же не просто так (улыбается). Все это – энергия, которая проходит через тебя. Конечно, можно ее не пропустить. Но если ты позволишь музыке пройти через себя, то достигнешь того состояния, про которое мы говорили, - нирваны. Музыка наделена великой силой вплоть до врачевания – это много раз было доказано. Я получала от поклонников сообщения в духе: «Ваша песня подарила мне новый смысл жизни и заставила поверить в любовь». В такие моменты понимаешь, что не зря ходишь по этой земле и движешься в правильном направлении.

 

 

Artifex: В одном из своих интервью ты говорила о музыкальном образовании и о том, что оно может мешать музыканту. Действительно так считаешь?

Объясню. Музыкант должен быть образован. Это помогает в профессиональном плане – аккомпанировать себе на инструменте, читать с листа, знать, как и почему строятся аккорды, куда разрешаются и многое другое. Мешает, когда ты знаешь очень много и заморачиваешься на сольфеджировании, вместо того, чтобы петь душой. Да, отчасти музыка – это математика. В ней есть определенные формулы, которые нужно знать, чтобы грамотно написать партитуру. Но в ней не должно быть ничего искусственного, технического. Я знаю огромное количество людей, которые не имеют специального образования, но имеют природную музыкальность и хорошо владеют своим голосом. Все индивидуально.

Artifex: Талант сможет все. Так же, как твой помог тебе занять свое место на шоу «Голос». Хотя до этого тебе говорили резкое «нет» на многих конкурсах. Как думаешь, почему?

Сама удивляюсь! (смеется) В последнем туре на «Фабрике звезд» и на «Новой волне» меня всегда срезали . Поэтому перед участием в «Голосе» я подумала, что лучше сделаю и пожалею, чем не сделаю и буду жалеть еще больше. И пошла на кастинг. Спела - и прошла. Проект внезапно ворвался в мою жизнь. Наверное, потому что уже отпустила ситуацию и пошла туда не очаровываясь, чтобы не разочароваться в очередной раз. Это помогло мне без лишнего мандража проявить себя.

Artifex: Меня всегда очень удивляют истории, когда, испытав много неудач, люди не сдаются и продолжают свой путь. Скажи как музыкант, что мешает взять стоящего артиста в конкурс? Почему многие слышат «нет»?

Для меня это тоже удивительно. Я с 13 лет, как только вышла на сцену, участвовала в огромном количестве конкурсов. У меня всего лишь одно второе место за все это время. Все остальное – первые места и гран-при. Более того, когда объявляли победителей, я не волновалась, а просто ждала, когда назовут мое имя. Знаю, немного самоуверенно, но так и было. И наличие постоянной преграды, которая не давала мне пройти этот этап творческой жизни, для меня всегда было загадкой. Но я стараюсь думать, что тогда было не мое время. Кто знает, как бы тогда сложилась моя судьба? Возможно, она мне действительно готовила проект «Голос», и именно этот проект должен был повлиять на мою жизнь.

Artifex: Тут же дело еще и в том, что ты не сдалась. Нашла в себе силы идти дальше, не опуская руки после пары неудач. Пусть даже очень обидных. Но ведь есть же много людей, которые не могут так.

Честно, не понимаю их. Как можно отказаться от дела своей жизни? Может быть, они недостаточно сильно любят музыку и не так сильно хотят ею заниматься на профессиональном уровне. На самом деле, постоянно идти, падать, вставать и снова идти – это лишения, на которые готовы пойти далеко не все. Кому-то проще не ранить себя. Я же не угомонюсь, пока не добьюсь своего. Возможно, у меня просто большие амбиции. Ставлю себе цели, добиваюсь их и тут же ставлю новые. Задаю себе высокие планки. Только сильные личности идут вперед. А я без ложной скромности отношу себя к таковым.

Artifex: К тому же известно, что ты еще и экспериментатор. Расскажи, какие новые эксперименты ты готовишь для слушателей?

В первую очередь, я люблю эксперименты в музыкальном плане. Обожаю смешивать стили. Но я только отчасти нашла своих единомышленников – людей, которые бы так же «горели» делом, как и я. Но, к сожалению, мир музыки поглощен миром материальным.

Artifex: Да и не только он...

У нас вообще есть проблема: люди не на своих местах. Важно, чтобы каждый занимался своим делом. Но, к сожалению, многие готовы заниматься чем угодно, только не тем, к чему у них реальное призвание.

 

 

Artifex: Возможно, они считают, что можно выскочить на сцену, покривляться под фанеру и благодаря этому получить свою дозу хайпа...

Так зачастую и есть. А вы представляете, если пляшет на сцене гениальный врач? Грубо говоря, у нас могут петь хорошие врачи, а хорошие певцы потом будут лечить людей.

Artifex: Для тебя важнее, чтобы тебя узнавали в лицо или по песням?

По песням! Мне есть много чего сказать! Именно поэтому я пытаюсь популяризировать себя, чтобы популяризировать свой песенный багаж.

Artifex: К слову, у тебя выходит новый альбом!

Новый альбом создавался почти пять лет! С тех самых пор, как в мою жизнь стремительно ворвался проект «Голос». Я была к нему совершенно не готова, как я и говорила. Не знала, что из этого получится, поэтому не догадалась выпустить альбом раньше. Мне не подсказали, что нужно было подготовить почву, чтобы я могла выдать материал, когда закончится проект. Поэтому я все делала потихонечку. Сначала один «тречок» выпустила, потом второй, сняла клип... А потом поняла – хочу альбом! Взяла то, что было, добавила новое и создала гремучую смесь! Я поделюсь своей историей, покажу, что я такой же человек, как и все остальные –мои проблемы и заботы такие же, как у всех людей. Надеюсь и верю, что кто-то найдет в моих песнях что-то для себя.

Artifex: Спасибо за интервью!