Введение в патафизику: Пол Маккартни. Часть 1

Патафизика – наука легкомысленная. Французские мыслители, писатели, поэты, художники, создавшие в 40-е годы ХХ века Коллеж Патафизики в Париже, действовали с глубоким умыслом. Это был хороший повод выпить, закусить и посмеяться над абсурдом существования в узком кругу своих. Чужим там было не место.

Поэтому Пола Маккартни (Paul McCartney) они тоже не приняли в свои ряды. Официальная история патафизики утверждает: упомянул патафизику - и «всего-то делов». Мелочь. Забывая при этом, что патафизика оперирует именно мелочами.

Важнейшим подразделением Коллежа Патафизики была Кафедра прикладного алкоголизма, деятельным и действительным членом которой состоял близкий приятель Пола Маккартни Барри Майлз. Впоследствии он написал большую книгу о Поле, припомнив в ней и кафедру и заметив, что это было не слишком известное литературное сообщество.

То есть всё свидетельствует о том, что Маккартни всего лишь «потенциальный патафизик», как и подавляющее большинство населения земного шара. Осмелюсь предположить, что это не так.

Пола Маккартни заслуженно считают величайшим мелодистом планеты второй половины 20-го столетия. Но этого мало. Проще назвать музыкальные жанры и стили, к которым он не имеет отношения, чем перечислить те, которым он отдал дань. Мы знаем Маккартни художника, поэта, детского писателя и даже аниматора. К анимации сэр Пол Маккартни приобщился еще в 80-90-е годы прошлого века, став соавтором двух фильмов: «Медвежонок Руперт и лягушачья песня» и «Закон Домье». Это было начало его совместной работы с режиссёром Джеффом Данбаром, продолжающейся и по сей день.

«Медвежонок Руперт» стал всего лишь третьей работой Данбара. Но почему Пол Маккартни, бывший тогда одним из самых популярных и востребованных людей на Земле, выбрал именно его из огромного количества аниматоров?

Ответ лежит на поверхности. В 1978 году Джефф Данбар снял анимационную версию «Короля Убю» Альфреда Жарри и получил за фильм главную премию Берлинского кинофестиваля. Того самого «Убю», которого Маккартни посчитал лучшим радиоспектаклем и откуда почерпнул первоначальные сведения о патафизике.



Убю сопровождал Маккартни по жизни. В 1995 году он сделал цикл радиопрограмм в жанре «широкоэкранного радио» и назвал его «Убю-Джубю» (Oobu-Joobu). Патафизика крепко въелась в сознание битла.

Похоже, Джефф Данбар отвечал требованиям Пола на предмет соответствия. Их первая совместная работа «Медвежонок Руперт» с ходу была удостоена престижнейшей премии «Бафта», а песня Маккартни к фильму We All Stand Together поднялась до третьего места в чартах.

Официальная патафизика (совершенно немыслимое словосочетание!) этого будто бы не заметила. А «интеллектуальная» публика поспешила обвинить Данбара в измене идеалам и «опопсении».

Сдаётся только, что «опопсение» было мнимым. Когда говоришь о «Битлз», нужно постоянно держать в уме ту самую «фигу в кармане», без которой их феномен мог не состояться.

Как тут не вспомнить о чеховском «человеке с молоточком» из рассказа «Крыжовник», обязавшемся стучаться во все двери и напоминать людям об их призвании. У Маккартни молоток использован более радикально, но его предназначение не меняется.

Жарри писал, что «одни и те же вещи смешат детишек и очень пугают взрослых». Максвелл Эдисон – фигура зловещая с точки зрения здравого смысла. Но его патафизическое самосознание безукоризненно. Если вам случайно настучали молотком по голове – это неслучайно.

В 2001 году Маккартни и Данбар выпустили фильм «Вторник» (Tuesday). Это история о том, как в одну тихую ночь целая армия лягушек отправилась в полёт на листьях кувшинок в маленький городок и полностью затерроризировала его. Это был вариант «Войны миров», просто люди его проспали. Зато центральным фрагментом ленты стала сцена утреннего расследования «вторжения». Полицейские с самыми серьезными лицами изучали листья кувшинок, неизвестно откуда появившиеся на городских улицах. Следы налицо, осталось только определить состав преступления.

В 1980 году на пластинке McCartney II Пол записал песню «Водопады» (Waterfalls), которую часть публики поспешила внести в число самых «сладких» творений музыканта. Между тем, именно эта песня – откровенная пародия на всю и всяческую сладость. С невозмутимым лицом Маккартни дает аудитории «ценные советы»: не прыгать в водопады, не гоняться за белыми медведями и тому подобными, сопровождая их уверениями, что любовь ему нужна как душ дождевой капле.



Вместе с «Серебряным молотком Максвелла» - это еще один патафизический манифест Маккартни. Чересчур серьёзный взгляд на вещи может выйти боком или, что хуже, через воинственный пупок папаши Убю.

Замечательное свойство великих людей – способность безошибочно выделять в бесконечном потоке информации внезапные моменты, которые потом будут характеризовать лицо времени.

 

 

И вновь Даниил Хармс:

«Я слыхал такое выражение: «Лови момент!» Легко сказать, но трудно сделать. По-моему, это выражение бессмысленно. И действительно, нельзя призывать к невозможному.
Говорю я это с полной уверенностью, потому что сам на себе все испытал. Я ловил момент, но не поймал и только сломал часы. Теперь я знаю, что это невозможно.
Так же невозможно «ловить эпоху», потому что это такой же момент, только побольше.
Другое дело, если сказать: «Запечатлевайте то, что происходит в этот момент». Это совсем другое дело.
Вот например: Раз, два, три! Ничего не произошло! Вот я запечатлел момент, в который ничего не произошло.
Я сказал об этом Заболоцкому. Тому это очень понравилось, и он целый день сидел и считал: раз, два, три! И отмечал, что ничего ни произошло.
За таким занятием застал Заболоцкого Шварц. И Шварц тоже заинтересовался этим оригинальным способом запечатлевать то, что происходит в нашу эпоху, потому, что ведь из моментов складывается эпоха»
.

В чём заключается прелесть патафизики? В том, что она принципиально непостижима и еще более принципиально не требует постижения. Она вообще ничего не требует. Разве что внутренней свободы, которая есть – хорошо, нет – тоже неплохо. Патафизика аристократична, поскольку признает равенство всего сущего в мире.

Фильм «Вторник» заканчивается тем, что в полёт отправляются свиньи. Их отрыв от земли сопровождает фраза: «У каждого свой вторник». А свиньи, как мы помним, уже давно опознанный летающий объект. Самое время вновь упомянуть Джона Леннона. В песне «Я морж» он выдал отличную патафизическую формулу:

«Я как он как ты как он как я как ты и все мы вместе
Смотри как они бегут как свиньи от ружья, смотри как они летят»

Совершенно непонятно кто, куда и зачем, но свиньи уже на взлётной полосе. А в небо огромную свинью запустили участники группы Pink Floyd в конце 70-х во время тура Animals. Исключительные полномочия за свиньями давно закрепила мировая литература, и Джордж Оруэлл узаконил их, отчеканив:

«Все животные равны между собой, но есть животные равнее других»

У самих Флойд эта история имела поучительное продолжение. После ухода из группы Роджера Уотерса, изобретателя летающей свиньи, существование Pink Floyd не прекратилось. Но возобновление гастролей с целью соблюдения авторских прав потребовало внести в конструкцию летающей свиньи радикальные изменения, то есть лишить ее выдающихся мужских достоинств, запатентованных ранее. В итоге свинья не просто поменяла пол, а стала бесполой, андрогинной. Вспомните фильм «Догма», в котором ангел в исполнении Алана Рикмана демонстрирует свои специфические органы, вернее, их полное отсутствие.

Таким образом, новая летающая свинья Pink Floyd с полным основанием могла претендовать на небесное происхождение и свою несравнимую равность. Что это, как не патафизика в её чистом виде?

Свой главный роман Альфред Жарри назвал «Деяния и суждения доктора Фаустролля, патафизика», соединив в имени героя бессмертного доктора Фауста и вечно живого тролля. За столетие до создания всемирной паутины он сознательно начал «троллить» публику, застолбив за собой право на звание первого тролля на Земле. Роман Жарри заканчивает многозначительной фразой:

«Патафизика есть наука»

Какая наука - Жарри не уточняет: естественная или гуманитарная, точная или неточная и так далее. На основании этого можно сделать вполне научный вывод, что Пол Маккартни еще с конца 60-х годов прошлого века является правоверным патафизиком.

 

 

Или не является. С точки зрения патафизики это не имеет решительно никакого значения.