Бывало ли у вас так, что в плохом настроении вы включаете свою любимую песню, и усталость и горечь исчезают сами собой? Композитор и пианистка Светлана Ралдугина, которую называют представителем «новой классики», создает именно такую музыку. В первую очередь она думает о своих слушателях, которые каждый день подвергаются «звуковому терроризму» большого города.




Светлана занимается музыкой уже очень давно, и ее исцеляющую силу она испытала на себе. В семь лет юная пианистка заболела прямо перед выступлением в Большом зале Московской консерватории, но, несмотря на жар, нашла в себе силы выйти на сцену. После исполнения пьесы Прокофьева и бурных аплодисментов высокой температуры как ни бывало.

В интервью Светлана Ралдугина рассказала о себе и своей музыке Александре Манойлович.

 
Artifex: Вас называют представителем «новой классики». Насколько верным вы считаете это определение?

Как может новое быть классикой? Классика - это то, что проверено временем! Однако композиции с современной мелодией, которые построены на приятных для слуха гармониях классической музыки, в целом не диссонансной, могут считаться «новой» «классикой». В этом случае - да, наверное, мои произведения можно отнести к этому направлению.

Artifex: В предыдущих своих интервью вы говорили, что занимались музыкой с самого детства. Но что побудило вас стать композитором-исполнителем?

Уже лет с шести я любила музицировать: ставила на рояль книги с картинками и наигрывала свои первые музыкальные композиции. Это позволяло мне выразить свои чувства. Позже, когда я училась музыке, мне всегда не хватало свободы самовыражения, ведь классика требует точности воспроизведения и соблюдения всех авторских тонкостей. Поэтому я стала сочинять и исполнять произведения, в которых могу выразить, что чувствую, и где каждый может найти что-то для себя.

Сначала моей аудиторией были друзья и знакомые, потом - друзья друзей. Постепенно музыка стала распространяться по социальным сетям, и сейчас уже собираются концертные залы.

В своей деятельности я вижу ещё одну задачу: сохранить у подрастающего поколения обучающихся музыке интерес к этому виду искусства. У меня просят ноты моих произведений преподаватели музыкальных школ. Они понимают, что, предлагая на уроках новые произведения, вызовут интерес и любовь к музыке у учеников, побудят их развиваться и учиться по воле сердца, а не по наказу родителей.

Многие молодые люди, окончив музыкальную школу, больше не садятся за рояль, потому что во время дружеских вечеров хочется играть что-то, созданное сейчас, живое, современное им. Я счастлива, что моя музыка вызывает у них живой интерес. Например, недавно мне пришло письмо от девушки–подростка: она и её преподаватель хотят составить выпускную программу на основе моих композиций!

Artifex: Творчество каких композиторов оказало на вас наибольшее влияние и помогло сформировать собственный взгляд на музыку?

Чувство музыкального стиля и вкусы формировались под влиянием классиков, особенно Баха, Рахманинова, Скрябина, Дебюсси и Шопена. Но я никогда не закрывалась от других направлений, от современной музыки, будь то популярная эстрадная музыка, рок, джаз или хип–хоп. Серьезная культурная база позволяет мне услышать что-то стоящее в общем звуковом потоке, я не опасаюсь «впускать» в себя разную музыку. Наверное, на меня большое влияние оказывает просто звучание современной жизни.

 

 

Artifex: Что вас вдохновляет на создание новых произведений? Это музыка других композиторов или произведения изобразительного искусства, кино и литературы?

Думаю, что в большей степени это кино и литература. Было так, что после просмотра затронувшего меня фильма рождались целые музыкальные произведения. Причем они ничем не напоминали саундтреки: это было мое личное музыкальные прочтение сюжета, мои эмоции и ощущения.

Artifex: Как рождается музыка? Вы просто ловите настроение, ощущение и садитесь за инструмент, или есть какие-то ритуалы, которые помогают вам сосредоточиться?

Для меня жизнь – это процесс создания музыки. Я живу, накапливая в себе разные чувства, эмоции, переживания. Искренне, открыто взаимодействую с разными людьми, в каждом видя уникальность творения. И со временем появляется особое душевное состояние, когда я уже не могу выразить словами то, что накопилось. Тогда я сажусь за рояль - и музыка сама рождается под пальцами. Это часто происходит неосознанно, просто рождается целое произведение, с первого раза, будто кто-то свыше руководит мною. Сейчас, когда сажусь за инструмент, стала включать диктофон, иначе потом невозможно будет повторить сыгранное!

 

 

Artifex: При помощи своих произведений вы стараетесь решить очень непростую задачу: дать слушателю возможность понять самого себя. Как вы пришли к этой идее, и почему именно она стала главной для вашего творчества?

В потоке жизни людям зачастую просто некогда остановиться, прислушаться к себе – суета и быт съедают все. Они бегут, меняют города и страны, ищут новых развлечений, не понимая, какой богатый, полный тайн мир несут в себе самих. И вот здесь, я чувствую, что моя музыка может помочь. Являясь мощным инструментом для работы с собой, она поможет человеку ищущему, не стесняющемуся проявлений своей души открыть в себе самое непостижимое! Кстати, недавно написала композиции «Непостижимое» и «Взгляд изнутри» - как раз об этом.

Artifex: Вы пишете музыку для других людей, но как много в нее вы закладываете «себя»? Что вы отдаете своему слушателю?

Я передаю своей музыкой все, что накапливается у меня в душе. Порой во время моего исполнения слушатели переживают настоящий катарсис, у них открывается новый взгляд на мир, на окружение и себя. Появляется способность глубже чувствовать, тоньше воспринимать проявления жизни, видеть мир иначе.




Artifex: Есть ли у вас любимое произведение, с которым связана какая-нибудь история?

У очень многих моих произведений есть личная история. Проигрывая их, я проживаю все эти моменты по-новому. Каждое мое исполнение немного отличается от предыдущего. Не могу выделить одно любимое, они все – части меня и моей жизни, разные грани и ступени развития.

Artifex: Ваши слушатели отмечают, что у вас хорошая техника, но на первое место вы все же ставите эмоциональное содержание. Вы говорили, что академическая музыка «от ума» вам не слишком близка. Но есть ли моменты, которые вы у нее все-таки заимствуете?

Многое из того, что создают сейчас наши композиторы в академическом жанре, выделяется неудержимым желанием новаторства в технике, поиском новых, порой диссонансных звучаний, и часто это идет в ущерб душевности и мелодичности. Такая музыка вызывает тревожные ощущения и мне не близка. Но нельзя сказать, что вся академическая музыка - «от ума», это несправедливо по отношению к настоящим шедеврам классики, у которых я, безусловно, беру технические приёмы и гармонии. Классическая музыка - как азбука, основа основ, без нее невозможно обойтись!

 

 

Artifex: Как вы думаете развиваться дальше в музыкальной области? Есть ли мечты и планы, которые хотелось бы реализовать?

Есть некоторые творческие задумки, о которых рано пока говорить – пусть это будет сюрприз. Безусловно, хочется, чтобы как можно больше людей во всем мире услышали и полюбили мою музыку. Я верю, что она несет гармонию, свет, помогает в жизни и даже лечит – мне об этом часто говорят сами слушатели. А раз так, то, наверное, есть смысл творить!

Artifex: И последний вопрос: что может заставить вас улыбаться, когда на душе пасмурно и грустно?

Вы знаете, даже пасмурное и грустное состояние я проживаю полноценно, погружаясь в него. Часто это очень продуктивное время для интенсивной работы и творчества. Ведь порой дождь c грозой бывают необходимы, чтобы потом ярче засияло солнце, небо расцвело радугой и на лице появилась улыбка!