Я умный человек. Вернее, лучше сказать разумный. Я рассудителен. Я хозяин своих эмоций. Я могу сконцентрироваться на высоком и прекрасном и не обращать внимания на всё остальное. Особенно, когда речь идёт о музыке, которую я так горячо люблю и ценю.

Хор:
 

 

Кто-то в зале:
 

 

Я:
 

 

Да, друзья, я был в филармонии и слушал одно из своих любимых произведений для хора. Это было «Всенощное бдение» Сергея Рахманинова. Вернее, мне так обещали, но в итоге оказалось не совсем так.

Как давно я мечтал послушать живьём это произведение. Собственно, с тех самых пор, как услышал его первые ноты. И всё никак не удавалось: исполняется оно не часто, то времени нет, то денег, ну знаете, как это бывает. И тут всё наконец совпало, звёзды сошлись, заветный билет был у меня в руке.

Вообще говоря, «Всенощная» Рахманинова — это довольно уникальное музыкальное произведение. Минутка истории: русская национальная музыка сформировалась в начале XIX века, что приходится на эпоху романтизма, и это довольно поздно. По большей части, это дело рук Михаила Глинки. Но сейчас нам нужен не он, а два простых русских парня — Дмитрий Бортнянский и Максим Березовский.

Немного времени прошло с тех пор, как Глинка пояснил за русскую музыку, как эти двое создали новый жанр, исключительно русский — хоровой концерт. Это концерт для хора (неожиданно) без всякого сопровождения. Вот например один из самых известных концертов Березовского:

 

 

Жанр быстро набрал популярность, но так же быстро исчерпал себя. По сути Бортнянский и Березовский так и остались его самыми известными представителями. А следующим, кто вдохнул новую жизнь в хоровой концерт, был уже Сергей Рахманинов. И, чёрт возьми, он сделал это стильно!

 

 

Видите ли, хоровой концерт, как ни крути, уходит корнями в церковную музыку. И очень долгое время её костяком было знаменное пение. Оно пришло ещё из Византии и называется так, потому что записыватся знамёнами (значками). До позднего средневековья это был основной тип пения, и он был одноголосным. Мелодия могла дублироваться либо в унисон, либо в октаву. Впрочем, не надо думать, что это делает его скучным, отнюдь. Я бы сказал, что в этом его прелесть, хотя я в душе минималист, так что послушайте и решите сами.

 

 

 

 

И хоровой концерт, как наследие знаменного пения, как правило не богат на аранжировки. Но, кажется, Рахманинову забыли об этом рассказать. Поэтому его «Всенощная», которую он создал в начале XX века, очень богато аранжирована на несколько голосов. Добавьте к этому его любовь к грандиозным кульминациям, и получите, возможно, одно из лучших хоровых произведений в истории (по моей версии). В общем-то чего тут ещё скажешь, о музыке не надо много говорить, её надо слушать, так что слушайте!

 

 

Что же до самого концерта, он мне понравился, хотя и осталось лёгкое чувство, что меня слегка обманули. Я надеялся, что будет «Бдение» целиком, а оказалось, что это подборка лучших хоровых произведений русских авторов, включая и Рахманинова. Был Чесноков, был дьякон, чьё имя я не запомнил. Впрочем, подборка, как ни крути, оказалась волшебной. В отличном исполнении хора Сретенского монастыря музыка затянула в себя и оставила огромное впечатление. Так что мне не на что жаловаться.

Разве что…

*КАШЕЛЬ*