Музыка суомисаунди (или финский спугаделик) похожа на мультфильм, который показывают во сне. Ощущение, словно бежишь куда-то, и по дороге встречаешь неведомых существ. Они пытаются что-то тебе сказать, но вместо слов издают только странные звуки. Эти звуки сплетаются в мелодии, а эти мелодии и есть спугаделик.

Термин «спугаделик» происходит от соединения слов «психоделик» и «spuge» – что на финском значит «алкоголик». И это не обидный ярлык со стороны: впервые этот термин употребил сам суомисаунди-музыкант Huopatossu Mononen, назвав свой трек «Kikapelaus (A Spugedelik Return To Monoverse)».



Этот жанр зародился в Финляндии в 90-е. Это было время развития эсид-трансовой культуры, и суомисаунди (дословно переводится как «финский звук») стал фирменным звучанием Финляндии. Первым традиционным альбомом в этом стиле принято считать релиз «Apollo 3D» от GAD, выпущенный в 1996. Эта пластинка немного отличается от того, во что эволюционировал жанр сейчас – темп там немного ниже, да и вообще звучание более легкое и разряженное. Современный же спугаделик иногда напоминает габбер – настолько быстро порой разгоняют его диджеи.

Неудивительно, что и тот легкий звук 1996 года, и современные треки равнозначно относятся к суомисаунди – в этом жанре вообще нет ограничений, кроме традиционного мелодического рисунка транса. На этот рисунок и накладываются чудаковатые семплы, в том числе голосовые, различные эффекты – будь то смех, индийские мелодии или звуки из видеоигр. Неограниченное количество возможных комбинаций позволяют создавать удивительные, ни на что не похожие треки. Не зря суоми-музыкантов называют «панками в мире транса».

 

 

Поклонники финского спугаделика есть на Украине, в Израиле, Японии, Австралии и в России, хотя в нашей стране этот жанр не так уж и распространен.

«Этот стиль находится в андеграунде музыкальной культуры России», – говорит Александр Ярославцев a.k.a. Spuge User, промоутер, основатель и лейбл диджей Soundkitchen Records, который активно занимается продвижением Suomi Saundi в России.

Он добавляет, что среднему слушателю суомисаунди от 25 до 35 лет. И это именно та публика, которая составляет основу аудитории на клубных вечеринках. В противовес традиционным вечеринкам в стиле транс, спугаделик-вечеринку устроить несложно, говорит Александр:

«Иногда сложность возникает при переговорах на площадке с арт-директорами, так как их знания музыкальных стилей не всегда достаточно глубоки, но средний чек в баре на вечеринках хороший, поэтому в конце концов они дают согласие»

Это вполне объяснимо: клуб зарабатывает на проданных во время вечеринок напитках, и если поклонники привычного транса чаще всего посещают вечеринки в состоянии наркотического опьянения и пренебрегают алкоголем, то слушатели спугаделика наоборот делают выбор в пользу коктейлей – об этом можно догадаться и из названия самого стиля.

Кстати, знакомство с этой музыкой рекомендуют начать также с вечеринки – суомисаунди, как и множество других электронных жанров, сложно воспринимается в отрыве от клубной атмосферы. Одна из них – Jackpot Saundi – как раз пройдет в эту субботу, 4 ноября, в клубе Aglomerat.

Кого же слушать, чтобы почувствовать суть финского спугаделика? Кроме уже упомянутого «Apollo 3D», стоит обратить внимание и на альбом, считающийся одной из реликвий жанра. Это пластинка Pelinpala под забавным названием «My CD has landed on the nextdoor neighbours dog» 1999 года.



Этот релиз называют «смесью наивысшей психоделии», так как его звучание довольно странное – скрипящий звук, напомнивший мне о классических органных концертах, смешивается там с мультяшными мотивами; заигрывания с джазом сменяются паровозными гудками; временами кажется, что это вырезанные из старого фильма звуки, которые слепили в один трек – но это не создает ощущение нагромождения и не вызывает раздражения. На удивление, эта музыка мелодична и даже гармонична. А представив, сколько времени и усилий потратили авторы на то, чтобы собрать все эти семплы и сделать из них мелодию (да не одну, а целый альбом!), нельзя не начать хотя бы уважать их.

 

 

Кроме этого, наш эксперт Александр Ярославцев предложил и свой список самых ярких представителей жанра: Squaremeat, Shiwa2000, Texas Faggot, Kirna, Pavel Svimba, Sonic Bandits, Lemon Slide, Salakavala, Club Kooma, Mullet Mohawk, Khaiku, DDA, Mandalavandalz.

Я уверена, что для любителей техно или любой другой электронной музыкой, суомисаунди окажется приятным открытием – эта музыка увлекает и заставляет следить за «сюжетом» и развитием мелодии. А для тех, кто к таким жанрам относится со скепсисом, это – отличная возможность дать электронике еще один шанс.