Тимур Мамедов - легенда мирового рейва, техно и электронной музыки, известен многим как X.P. Voodoo. Он встретился с основателем Artifex Дмитрием Абросимовым в Гоа, штате Индии, славящемся своими тусовками.

 

 

Artifex: Для многих любителей клубной истории в 90-х твоё имя - X.P. Voodoo. Сейчас же Тимур Мамедов - это сам по себе успешный бренд, знак качества. Расскажи, осталось ли еще что-то от юного амбициозного парня, показавшего России, что такое рейв?

Я никогда не был амбициозен, не стремился чего-то добиться. Это получалось само собой. В начале даже не мог предположить, что меня будут называть легендой или основателем транса и Хозяином Рейва. Думаю, когда пятнадцатилетний Джон Леннон сидел и тренькал на гитаре в Ливерпуле, он тоже не задумывался о подобном. А звездной болезни у меня никогда не было, потому что музыка захватила меня и сразу вознесла на Олимп. Когда мы разрабатывали идеологию рейва, одна из частей звучала так: «Мы никого не заставляем входить в нашу дверь». Это значит, что на пути жизни есть дверь транса, и в неё может войти кто хочет. С тех пор почти ничего не изменилось, разве что пенсия близко.

Artifex: А что осталось?

Я как занимался 25 лет назад вечеринками, так и занимаюсь, как играл - так и играю. За время моей деятельности сменилось четыре или пять поколений рейверов. Когда-то мы зарабатывали очень много, потом был кризис, затем снова начали получать большие деньги. Все меняется, и жизнь меняется, но самое главное - меняемся мы. Многие не могут этого понять. Сейчас стало модно говорить, что в 90-е было круто. Да, это так, но и сейчас неплохо, просто по-другому. Я помню, в 2011 или 2012 году слоганом КаZантипа стала фраза: «КаZантип уже не тот». Они превратили это в стеб. Как-то раз возвращаюсь я утром после очередного концерта и вижу везде эту надпись огромными буквами. Прохожу мимо грязного автобуса, а там на стекле выведено: «Брат, не тот уже ты». Своеобразный философский лозунг: все мы уже не те. Раньше действительно все было свободнее. Хотелось что-то делать - что в Гоа, что в России. Осталось ли у меня стремление продолжать? Это моя работа, поэтому я в любом случае двигаюсь дальше. Другому не научен.



Artifex: XP расшифровывается как «хозяин рейва». Ты чувствуешь ответственность за этот титул?

Нет. Вообще. Хозяином рейва меня назвал Сережа Заяц из Санкт-Петербурга в 1993 году. Мы вместе делали первые рейвы в Москве, и у меня были связи с организованными преступными группировками. В то время все решалось через них. Вот Сережа в шутку и назвал меня хозяином рейва. Позже это превратилось в ХаРэ, а потом я переехал в Индию, и меня стали звать ИксПи. У меня 35 вариантов расшифровки этой аббревиатуры, начиная от extreme power и до СексПи.

Artifex: Изменился ли формат рейв-вечеринок?

Изменился, потому что рейва уже давно нет. Рейв — это безумство, это толпа, которая приходит и отдает себя танцполу. Это энергетическое состояние массы. Сегодня редко такое происходит. Гагарин Пати, Мобиле, Орбиты, Восточный Удар, КаZантип были настоящими рейвами со своими приколами, безумствами, ритуалами. Безумно и свободно. А все остальное - скорее дискотека. Так же, как гоа-транс. Он был рейвом с конца 80-х и перестал им быть в начале 2000-х годов. Говорю как Хозяин Рейва: в России его вообще нет, да и в мире тоже. Для меня он как явление - испарился.

Artifex: Как ты относишься к современной массовой клубной культуре и считаешь ли ее недостойной и «опопсевшей»?

Я вообще никак к ней не отношусь. В мире, безусловно, есть страны, в которых очень развита клубная культура. Америка, Германия, Англия - там все начиналось. И там не просто люди, которые после работы заехали покурить кальян в «Чайхане», а потом пошли в клуб. Это нельзя назвать клубной культурой. Очень редко люди знают, зачем вообще туда пришли. Есть вечеринки со своими названиями, для которых создаётся концепция, разрабатывается дизайн, основываясь на них каждый человек готовит свой костюм. Такие были, например, на «Крыше Мира» раз в год. Первые «Сны в летнюю ночь» были такими. Сейчас это Маскварад, который делаю я осенью. Вот это - настоящая клубная культура. Однако она должна быть массовой, а перечисленные мной мероприятия всё равно рассчитаны на довольно богатых людей, VIP-тусовку, а никак не на обитателей окраин и рабочих районов, которые в большинстве.

 

 

Artifex: Что ты можешь сказать о разнице между московскими тусовками и тем, что ты устраиваешь в Гоа?

Ты же не можешь сравнить луноход и БТР 82А. И у того, и у того есть гусеницы, но один на Луне, а второй ездит по Сирии. Тут война, а там - научное исследование. Всем отличается! В Москве даже если это open-air, то тебе с утра на машину - и ехать домой. Куча нюансов. В Гоа и музыка другая, и слушается она иначе, да и люди совсем по-другому настроены. Поэтому в Гоа вечеринки получаются отдыхом, а в Москве - выходными.

Artifex: Ты планируешь когда-нибудь остановиться и сказать себе: «Все, я сделал достаточно мероприятий, пора остепениться и подумать о чем-то высоком»?

Я не тусуюсь на вечеринках в костюмах зайчика с надписью «Бесплатные объятия» и не плачу каждый раз за вход. То, что я делаю — это бизнес, и я делаю его очень хорошо. Я один из самых крупных профессионалов в мире по организации мероприятий. Я организую качественные ивенты, за которые люди платят нормальные деньги, зная, что они получат взамен. Зачем мне остепеняться? Другое дело, что это может мне надоесть. Например, в Гоа так и случилось, потому что в нынешней ситуации вечеринку расслабленно не сделаешь.

Artifex: Кто из современных исполнителей тебе импонирует?

Мне нравятся Хинди Зара и Наггано, например. Ещё блюз люблю. Я вообще не слушаю транс дома уже многие годы. Могу назвать исполнителей, которые зажигают танцпол. Но чтобы пронизывало, выбивало воздух, как это было лет 15-20 назад - такого нет. Невозможно при таком количестве музыки, которую слушает диджей, продолжать испытывать от нее такие эмоции. Я дома часто вообще предпочитаю тишину. Есть люди-фанаты, которые говорят только про музыку. Таких я вообще убрал из своей жизни.

Artifex: С кем тебе нравится выступать?

По моему мнению, самая дурацкая фраза — это «выступал на одной сцене с такими звездами, как...». Ко мне это не относится. Я, если брать транс, выступал на одной сцене со всеми. Гарантирую: нет ни одного музыканта, который более двух лет что-то пишет, а я бы с ним не выступил. Я предпочитаю думать, что это они выступали на одной сцене со мной. Среди диджеев и музыкантов у меня много друзей, и мне нравится выступать с ними, правда, в последнее время это редко получается.

 

 

Artifex: Расскажи, пожалуйста, кто такой Amaury Daydreamer.

Во-первых, это мой партнер и один из двух хостов в Goa-Freaks.Com, крупнейшем мировом ресурсе, посвящённом психоделической культуре, а во-вторых, он один из самых талантливых псай-мапперов в мире. То есть он и диджей, и визуальщик - сам себе режиссер, короче. Играет, рисует, делает графику и так далее. Он мультиталантлив. Правда, в обычной жизни лампочку ввернуть не сможет, но зато его видео-инсталляции - это нечто невероятное.

Artifex: Какую роль в твоей жизни занимает искусство?

Основную. Я считаю искусством множество вещей - воспитание детей или содержание дома, например. Я Водолей, и поэтому ко всему подхожу с позиции арта. Если не могу творчески к чему-то отнестись, то просто не занимаюсь этим. Вечеринки, которые я делаю в последнее время, все до единой концептуальные. У каждой своя идеология. И я считаю, что каждый человек ко всему должен относиться творчески, и тогда мир будет прекрасен.

Artifex: От чего зависит восприятие psy-живописи и виженари-арта? И возможно ли в этом разобраться обывателю без подготовки?

Представь, что ты жил во время войны. Ты еврей, и тебя отправили в Освенцим, где ты провел два года и видел вообще все. А через 20 лет тебе показывают фильм про Освенцим. Ты ведешь с собой своего сына, которому рассказывал, каково там было, а тот в свою очередь берет своего друга, который понятия не имеет, что происходит. У всех троих будет разное восприятие этого фильма. Друг воспримет как просто кино, сын - тоже, но будет постоянно спрашивать у отца: «А так ли это было?». Ты же окунешься в это полностью. Если брать визуальное искусство, то взгляды людей, которые знают и не знают, будут разными. Если ты его не знаешь, то глубоко воспринять все равно не сможешь, будешь смотреть, как на обычную красивую картинку в 2D. Амори же делает картины в 3D, иногда даже в 4D. Прямо внутрь мозга.

Artifex: Насколько изменилась музыка и движение в целом за последние 10 лет в Гоа?

Сильно. Прилив туризма, возросшие цены и визовые ограничения привели к тому, что европейцы приезжают максимум на три месяца, а не как раньше, когда они торчали тут годами. Музыка изменилась, потому что стало больше молодежи, а ей нравится агрессия. Корни местного транса уже давно потерялись, поэтому старая Гоа-тусовка не ходит на вечеринки, только за очень-очень редким исключением. Транс, как я его называю, ночной, - очень быстрый, в котором все эти новые модные вещи — Dark, Forest и так далее, собирает людей тысячами, а на вечеринки с оригинальной Гоа-музыкой ходит очень мало народу. Её считают слишком мелодичной, она уже не популярна.

 

 
Artifex: Короткий блиц-опрос. Над чем ты в последний раз смеялся?

Над своей младшей дочкой.

Artifex: Что бы ты выбрал: телепортацию или чтение мыслей?

Чтение мыслей.

Artifex: Почему?

Удобно.

Artifex: Чем ты больше всего гордишься?

Детьми.

Artifex: Ты бы согласился на вечную жизнь?

Ну нет! Скучно. Мне уже скучно. На долгую — да, но не на вечную.

Artifex: Считаешь ли ты свое творчество искусством?

Я все считаю искусством.

Artifex: Какая самая большая глупость, которую ты совершил на спор?

Я не совершаю глупостей на спор. Всегда выигрываю. Я никогда не спорю вообще, если не знаю правильного ответа. Недавно вот выиграл, и у меня человек теперь в рабстве на месяц.

Artifex: Представь, что ты встретил себя через 10 лет. Как и где это произошло, и что бы ты себе сказал?

Неправильный вопрос. Круче было бы так: «Представь что ты 10 лет назад встретил себя сегодняшнего. Что бы ты сегодняшний сказал себе прошлому?». Это как-то лучше.

Я сейчас себя через 10 лет не могу представить. У меня другая концепция жизни. Я живу по карме, а по ней будущего нет, все наши судьбы заранее преднаписаны и уже находятся в хрониках Акаши где-то в ноосфере Земли. Материально только то, что ты можешь почувствовать и вспомнить. У меня нет ничего после сейчас. Я могу планировать, хотеть и верить, но сильно на это не расчитываю. Произойти может все, что угодно. Так легче жить, нет разочарований, нет обид. Если происходит — круто, если не происходит — ну и ладно.

Artifex: Спасибо за интервью!