Секс, фавелы и богатство, — в этой статье вы узнаете историю бразильского фанка и познакомитесь с феноменом этого многогранного жанра

Когда приезжаешь в Рио-де-Жанейро, помимо жары тебя непременно охватывают ритмичные музыкальные партитуры. Они доносятся буквально отовсюду: из небольшой забегаловки, из динамиков уличных музыкантов и даже из телевизора. Скорее всего, это будет бразильский фанк.

Сейчас это один из самых популярных музыкальных жанров в Бразилии. При этом не стоит путать классический фанк — из США — с бразильским. Для Бразилии этот жанр сейчас нечто большее, чем просто музыка. Он отражает бразильскую культуру и звучит на каждой тусовке. Чтобы понять, как бразильский фанк появился, и почему он настолько другой в отличие от предка из Штатов, нужно немного окунуться в историю.

 

 

Классический фанк из США

Фанк зародился в Соединенных Штатах в шестидесятых. Он появился из сочетания нескольких популярных жанров, таких как блюз, госпел, джаз и соул. Афроамериканские музыкальные традиции сильно повлияли на жанр. Фанк также стал новым голосом чернокожих, которые все еще подвергались бытовой сегрегации. Джеймс Браун (James Brown) стал ярким представителями жанра. Многие именно его называют «отцом» фанка.

В семидесятые годы в фанке появились элементы электронной музыки и рока и он становится все популярнее. Именно тогда жанр появляется в Бразилии.

 

 

Музыка бразильских окраин

В Бразилии этот жанр начал свою историю на юге Рио-де-Жанейро. Танцевальные ритмы покорили бразильцев, пусть поначалу и звучали лишь песни из США. Чуть позже стали появляться ремиксы бразильских песен, наложенных на фанк-биты. Тогда главным именем в бразильском фанке стал Тим Майя (Tim Maia). Прожив около пяти лет в США, он впитал американский фанк изнутри, ровно как и другие жанры. Таким образом, он начал смешивать американские направления с бразильскими вроде самба.

В восьмидесятые бразильский фанк по-прежнему основывался на принципах Соединенных Штатов. Тогда жанр отличался быстрыми битами и эротизированными текстами. Пока что на английском языке. Но уже в конце десятилетия бразильский DJ с ником Marlbor (Марлбор) выпустил свой первый альбом «Funk Brasil». Он стал началом бразильского фанка как национального достояния. Этот альбом стал по-настоящему близок бразильцам. Ведь тексты, наконец, были на португальском языке.

Фанк-кариока: досуг фавел

 

 

Фанк быстро завоевал популярность по всему Рио-де-Жанейро, включая трущобы. Разновидность жанра - фанк-кариока появляется в восьмидесятых. Слово «кариока» означает человека, родившегося в Рио. Жанр фанк-кариока состоит из множества стилей, однако теперь добавляются национальные мотивы и элементы диджеинга. Яркими представителями был дуэт Claudinho & Buchecha (Клауджиньо и Бущеща).

С ростом городского насилия и вторжением полиции в фавелы в девяностых, тексты песен начали отражать эту жестокую действительность. Появлялись треки вроде «Rap das Armas» MC Cidinho (Сиджиньо) и MC Doca (Дока). Теперь они говорили о жизни трущоб, оружии и наркотиках:

«...здесь лишь плохие бандиты, ни у кого нет работы.
В одной руке АК,а в другой дробовик.

Жить по соседству с такими - никак.
Только на входе в фавелы тебя ждут 50 точек
»

Начиная с 21 века, тексты становились все более эротизированными. Артисты не сильно работали над структурой, стараясь концентрироваться на простых фразах.

Фанк как общественное движение

В настоящее время фанк-кариока остается самой известной музыкой в Бразилии. Конечно, со временем жанр развивался и стал менее похож на прежний мелодичный фанк. Появилось много поджанров. Например, появился фанк-паулиста. Темой треков артистов вроде MC Guimê (Гиме) и MC Livinho (Ливиньо) стали машины, дома и другие богатства.

Кроме того, стал популярным поп-фанк. Это более мелодичное направление с простыми текстами. Яркими представительницами стали Anitta (Анитта) и Ludmila (Людмила).

Пропуская через себя множество общественных и культурных событий, бразильский фанк превратился из обычной музыки в социальное движение. Фанк стал жанром, который дает голос тем, кого постоянно заставляют замолчать. Множество популярных исполнителей фанка объединяет общее прошлое в фавелах. При этом многие утверждают, что если бы не музыка, им бы не оставалось другого выхода, кроме как примкнуть к преступному миру. К тому же, самодостаточные артисты часто помогают бедному населению в тех же самых фавелах, не забывая свои корни. В конце концов, множество исполнителей становятся все известнее за рубежом. Та же Анитта уже не раз мелькала на вечерних шоу США, популяризируя бразильскую культуру и обращая внимания на актуальные проблемы.