«Агрессия и жестокость – это самые реальные и правдивые вещи. В жестокости правда жизни. А искусство всегда требует правды»
© Вали Экспорт

Творчество этой удивительной женщины порой вызывает шок. Ее работы – это фотографии и видеосъёмки перформансов, главным «персонажем» которых стало тело художницы. За ней закрепилась слава непримиримой бунтарки. Она – Вали Экспорт (VALIE EXPORT, 1940) – одна из ключевых фигур феминистского искусства 20-го столетия.

 

Настоящее имя австрийки – Вальтрауд Ленер (Waltraud Lehner). Она родилась в городе Линц (Австрия), который раскинулся на обоих берегах Дуная. Вплоть до совершеннолетия дочери родители серьезно занимались ее воспитанием: мать следила за тем, чем увлекается и занимается Вали.

Заветной мечтой девочки было стать художницей. Ей нравились яркие каталоги и художественные журналы, рассматривая помещенные в них иллюстрации, она делала наброски карандашом и пробовала фотографировать. После окончания школы при женском католическом монастыре Вали отправилась в Вену за получением новых знаний. Там она поступила в Национальную школу текстильной индустрии, где обучалась дизайну и живописи.

Прежде чем начать творческую карьеру, Вальтрауд, достаточно рано ставшая Холлингер (Wollinger), превратилась в Вали Экспорт. Решение взять псевдоним она объясняет тем, что не хотела носить ни фамилию отца, ни фамилию уже бывшего мужа.

«Я хотела выбрать имя сама. Почему Экспорт? Я хотела, чтобы мои идеи, мысли расходились в свободное, еще не известное мне пространство, как корабли из торговой гавани. А Вали – это мое старое прозвище. Сейчас Вали Экспорт – это зарегистрированное, охраняемое имя. Бренд, как «Кока-Кола», – вспоминает художница.

Именно поэтому ее имя, как логотип, всегда пишется заглавными буквами. Плюс ко всему, выбранный псевдоним отсылает к поп-культуре и обществу потребления: EXPORT – популярная в те годы марка сигарет.

Начало, но, по сути, и расцвет творчества Вали Экспорт пришелся на конец 60-х годов. Начав заниматься искусством, она ощутила на себе то, как трудно женщине сделать себе имя в этой сфере. Уже ее первые пробные работы имели успех у зрителей, но признание обходило Вали стороной. Женщин-художниц не приглашали участвовать в выставках, поэтому Экспорт решила пойти иным путем: она демонстрировала себя и свои работы прямо на улицах города.

Отправной точкой для славы стал перформанс «Кино: нажми и потрогай» (Tapp-und TastKino, 1968), созданный совместно с австрийским художником Петером Вайбелем (Peter Weibel, 1944). По улицам Вены гуляли мужчина и красивая девушка. Странный внешний вид пары и их действия незамедлительно привлекали внимание прохожих. На обнаженной по пояс Вали - картонная коробка. Петер с громкоговорителем в руках призывает горожан, независимо от их пола и возраста, потрогать женскую грудь. Этим «действом» соавторы попытались изобразить популярные тогда порно-кинотеатры, но уже такие, которые могут дать что-то больше, чем простое наблюдение за тем, что происходит на экране.

 

 

Данный перформанс как нельзя лучше изображал несправедливое и вульгарное отношение к женщине. Он разрушал привычную модель взаимодействия человека с новыми медиа, когда он только слушает и смотрит, но не участвует сам в происходящем. Поэтому неудивительно, что это представление наделало много шума, и было повторено еще в десяти странах Европы.

Следующей совместной и широко известной работой художников стала «Из личного дела неудачника» (второе название - «Из досье собачьей жизни» (Aus der Mappe der Hundigkeit, 1969). Здесь Вайбель изображал покорного пса, которого ведет на поводке Экспорт. Идеей создания послужила проблема «маленьких людей» – офисных работников и мелких чиновников, послушно выполняющих все указания начальства.

 

В том же году Вали создала скандальный перформанс «Генитальная паника» (Aktionshose: Genitalpanik, 1969). Его можно рассматривать как очередную феминистскую акцию. На джинсах художница вырезала дыру в области причинного места, надела их и «продефилировала» по Мюнхенскому музею кино, где показывали фильм эротического характера. Пройдя по рядам, она нарочно касалась своим телом посетителей. Люди оказались в довольно странной ситуации: с одной стороны, они пришли посмотреть фильм, а с другой - попали в него сами. Позже плакаты с фотографиями Экспорт в таком виде были расклеены на улицах Вены. На фото у нее в руках автомат – символ, отвергающий пресловутую женственность, ту модель поведения, к которой искусство и медиа так активно призывали представительниц прекрасного пола.

Вали также занималась фотографией. Самой известной серией снимков стал проект «Конфигурации тела» (Körperkonfiguration, 1972-1976). В нем показано сочетание, даже слияние, уличной архитектуры и женского тела, которое вписывалось в тротуары, ступени, углы зданий и колонны.

 

В своем позднем творчестве Вали обращается к тем же проблемам, но уже не так провокационно и дерзко. В конце 70-х художница начала проявлять интерес видео сфере. От «короткометражек» она постепенно перешла к серьезному кино. Итогом деятельности в этом направлении стал драматический фильм «Практика любви» (Die Praxis der Liebe, 1985), который был представлен публике на Берлинском международном кинофестивале.

Сейчас в интеллигентной фрау трудно узнать эпатажную девушку, творчество которой стало прорывом в искусстве 60-х годов. Вали Экспорт известна во всем мире. Она участвовала во многих выставках, среди которых числятся нью-йоркский музей современного искусства, лондонская галерея Тейт, парижский Центр культуры и искусства Жоржа Помпиду. Помимо этого, австрийская художница часто приезжает в Россию с лекциями, работает для Государственного центра современного искусства в Москве и Фонда культуры «ЕКАТЕРИНА».
 


Автор: Марина Койчева