Когда Марине Абрамович было 4 года, мама нарядила её на праздник в костюм чёрта. На фоне благополучных принцесс, фей, ковбоев она была, как сама позже говорила, «убогим, несчастным ребёнком в черном костюме с рогами». Кажется, это определило всю её жизнь.
Родители девушки — югославские партизаны, а после национальные герои войны, воспитывали дочь как солдата. Весь быт подчинялся распорядку. Как говорила Абрамович в одном из своих интервью, она не помнила, чтобы мама хоть раз её обняла. На вопрос «почему?» позже она отвечала, что просто не хотела ее разбаловать. Практически отсутствующее проявление любви со стороны родителей, продиктованное строгим коммунизмом, сочеталось с духовностью и чуткостью бабушки Марины. Такая своеобразная смесь была основой её детства. Именно это и сделало из Абрамович ту, что смело обнажала свои чувства в творческом, симбиотическом диалоге с публикой, выбрав путь художника.
Перформанс возник в 60-х как протест живописи и представлял собой форму искусства, демонстрируемого посредством тела и метаморфоз, с ним происходящих. Что неудивительно, он никогда не считался каноническим искусством и всегда был альтернативой.
«Я хочу стать произведением искусства по крайней мере перед тем, как умру», — сказала как-то Марина Абрамович.
Искусство «бабушки перформанса» нередко очень жестоко и провокационно. Она бесстрашно бросала вызов не только себе, но и публике. Во многом работы Абрамович – интервенции.
В перформансе «Ритм 0» она, можно сказать, повторила стэнфордский тюремный эксперимент. Тогда, в Неаполе 1974 года, Мариной на стол были помещены 72 предмета: нож, пистолет, заряженный одной пулей, спички, вино, скальпель и другие вещи. Одни могли принести боль, другие удовольствие. Сама художница отдалась во власть зрителям, которые в течение 6 часов могли делать всё что угодно, при помощи предложенных предметов. В перформансе она опиралась только на эмоции, вследствие чего, возник прямой энергетический контакт с публикой, основанный на абсолютной честности. Таким образом, Марина Абрамович стала объектом эксперимента, обнажающего человеческую природу.
«Художник должен быть воином. Нужна сила духа, способная покорить не только территории, но и себя и свои слабости»
Перформанс начинался доброжелательно: многие участники обнимали Марину, пытались сделать ей приятное. Однако, как только кто-то позволил себе толкнуть художника беспрепятственно, процесс превратился в нечто ужасающее. Отсутствие наказание за содеянное, полная свобода участников эксперимента обнажили их истинную животную природу. Через некоторое время насилие ужесточалось: Марину раздели, её кожу разрезали лезвиями, художницу неоднократно домогались. Кульминационным моментом был заряженный пистолет, приставленный дулом к шее девушки её же рукой. После 6 часов эксперимента измученная и униженная Марина смотрела участникам в стыдливо опущенные глаза, а некоторые и вовсе выбежали из помещения. Позже Абрамович в одном из интервью призналась, что вечером того дня обнаружила у себя седой волос.
«Я чувствовала реальное насилие: они резали мою одежду, втыкали шипы розы в живот, один взял пистолет и прицелился мне в голову, но другой забрал оружие. Воцарилась атмосфера агрессии. Через шесть часов, как и планировалось, я встала и пошла по направлению к публике. Все кинулись прочь, спасаясь от реального противостояния»
Результат столь жестокого опыта демонстрировал доминирование ситуативных факторов свободы над личностными качествами в поведении человека. Перформанс «Ритм 0» обнажил животную природу человека и доказал, что неограниченная свобода и власть убивают в нем чувство эмпатии, а тем более совесть.
Автор: Дарья Белобородова