«У меня не хватает терпения, чтобы сделать идеальное изображение. Я фотографирую сразу, а не жду конкретных ситуаций»
© Улай

Его творчество радикально и исторически уникально. Он работает на пересечении фотографии и концептуального исполнения боди-арта. Чувство принадлежности к «германскому» народу тяготило его и превратило в вечного странника, свободного мыслителя, личность которого никогда не определялась национальностью. В художественных кругах он больше известен как Улай (Ulay), а настоящее имя перформансиста, расцвет творчества которого пришёлся на конец ХХ века, – Франк Уве Лейсипен (Frank Uwe Laysiepen, 1943).

 

 

Он родился в Золингене – зеленом «внерайонном городе» Германии. Тогда, в 1943, шла Вторая мировая война, поэтому большая часть детства Уве совпала с послевоенным временем. Мать не могла содержать семью, поэтому мальчику вместе с другими детьми-сиротами пришлось работать наравне с взрослыми, чтобы восстановить страну после разрухи. Позже, став именитым художником, Лейсипен будет вспоминать это тяжелое время и скажет, что человек не может стать настоящим художником, если у него было беззаботное счастливое детство. Путь к славе нелегок. И в этом он убеждался много раз в своей жизни.

Страсть к искусству начала проявляться еще в школьные годы: юноша с большим удовольствием изучал мировую культуру, в особенности - театральное дело. После школы Уве принял решение уехать из родного города и отправиться в Европу. Некоторое время он странствовал по городам и странам, изучал жизнь и искал самого себя. Так продолжалось до тех пор, пока он не попал в Амстердам. Нидерландская столица покорила сердце будущего художника и навсегда стала ему родным домом. Именно с этого времени началось его путешествие в удивительный мир фотографии.

В начале 70-х молодой человек начал работу над собственными проектами в направлении перформанса. На тот момент явление только зародилось, и можно сказать, что Лейсипен – один из тех людей, который приложил руку к развитию и распространению довольно специфичного искусства. Чтобы войти в круг художников по-настоящему красиво, он решил взять себе псевдоним. Сделал довольно просто: соединил первую букву имени и первый слог фамилии, и получилось - «Улай».

Сам себя он никогда не называл фотографом, лишь говорил, что фотография – способ воплощения его идей. Другими словами, Лейсипен сразу заявил о себе как о художнике-концептуалисте, который работает в формате фото. Примером служит его ранняя работа S'He (1973-1974). На снимках запечатлен сам Улай сразу в двух образах: правая сторона тела изображает мужчину, левая - женщину. Граница между полами четко разделена, и если посмотреть на человека в профиль, то можно увидеть только одну его часть: мужскую или женскую. Фотографии также подписаны составным именем PA-ULA-Y.

 

 

В 1976 году судьба связала Улая с югославской художницей-перформансисткой Мариной Абрамович (Marina Abramovic, 1946). Их творческий союз принес огромную популярность обоим, а совместные работы, несмотря на свою странность, имели огромный успех и разошлись по всему миру. Их концепция – личность и индивидуальность художника. Будучи влюблёнными, они показали, как два разных человека соединятся в одно общее целое, новое существо, которое они назвали «ТаСущность» (ThatSelf).

«Это была судьбоносная встреча. Все – даже противоречия – предрекало нашу связь: он родился в Западной Германии во время Второй мировой войны, и как на мне навеки останется печать коммунистической красной звезды, так на нем – фашистская свастика. Но мы действительно чувствовали себя единым существом, коллективным гермафродитом, живущим общими чувствами и мыслями», – Марина Абрамович.

Инсталляция «Отношения в пространстве» (Relation in Space) впервые была показана в 1976 году на Венецианской биеннале. Полностью обнаженный Улай бежит навстречу обнаженной Марине, и в какой-то момент они сталкиваются. Публичные терзания превратились в настоящий спектакль, основной концепцией которого было соединение мужской и женской энергии и изображение свободных отношений.

 

Тема отношений продолжилась в следующем перформансе, который называется «Отношения во времени» (Relation in Time, 1977). Художники, сев друг к другу спиной, сплели свои волосы и неподвижно сидели 17 часов. Это говорит о границах человеческих возможностях и о том, как публика может заряжать артиста энергией. И, естественно, о силе третьей сущности.

Их высокие представления были радикально новыми в современном искусстве. Особенно необычным было то, как работает пара над созданием общей идеи. Так, в перформансе «Смерть себя» (Death Self, 1977) Улай и Абрамович, с помощью специального устройства дышали друг другом в прямом смысле этого слова. На протяжении семнадцати минут они вдыхали воздух друг друга, пока в нем не закончился кислород и оба не упали без сознания. Таким странным, граничащим с безумием, способом они показали всю суть отношений между мужчиной и женщиной. Именно так, по их мнению, умирает личность, потому что у нее забирают жизненно важный воздух.

 

Аналогичный перформанс «ААА-ААА» (1978) раскрывает похожую идею, только в нем художники кричат друг на друга до потери голоса.

Работа «Энергия покоя» (Rest Energy, 1980) раскрывает суть безграничного человеческого доверия. Как и во всех предыдущих работах, в ней не было ни капли «нормальности». Улай целится отравленной стрелой прямо в сердце художницы. Равновесие натянутого лука удерживается лишь телами партнеров - одно неточное движение и всё закончилось бы плачевно.

 

 

Ещё одной особенностью стали два микрофона, присоединённых к сердцам участников действия: на протяжении четырех минут и десяти секунд они слышали их биение, и с каждой секундой оно становилось быстрее.

Спустя 12 лет сотрудничества они решили расстаться - разойтись не только как союзники, но и как пара. Завершение отношений Улай и Абрамович превратили в красивый перформанс с названием «Поход по Великой стене» (The Lovers: The Great Wall Walk, 1988). Пройтись навстречу друг другу по Великой китайской стене художники захотели, когда узнали, что это единственное сооружение людей, которое видно с Луны. Долгие восемь лет они готовились к этому походу и получали разрешение у властей на его осуществление. Изначально они планировали встретиться на середине стены и пожениться. Но за время подготовки отношения Лейсипена и Абрамович сошли на нет. Они отправились в путь с противоположных концов стены и встретились, как и предполагалось, на ее середине. Но только уже для того, чтобы проститься навсегда.

В начале 90-х Лейсипен вновь сфокусировал свое внимание на фотографии. Он погрузился в европейскую историю, анализировал символику национализма и империализма и собрал снимки в новую серию Berlin Afterimages (1994-1995).

Но его не оставили в покое и различного рода «провокации». В настоящее время он занимается проектами, которые посвящены воде, в частности тому, какую важную роль она играет в жизни человека и как неравнозначно к ней относятся в африканских, арабских странах и в Нидерландах, где сейчас живет художник. Последняя работа WATERTOALL – именно об этом. Озабоченный «водными» вопросами Улай говорит:

«Я решил, что теперь на вопрос о моем имени я буду отвечать: Вода!»

 


Автор: Марина Койчева