Музей Прадо (Museo Nacional del Prado), расположенный в одноименном парке солнечного Мадрида, неспроста входит в число самых посещаемых в мире. Его коллекция столь велика, что содержит более одиннадцати тысяч произведений искусства, но сам музей способен выставить только две тысячи из них.

 

 

В отличие от многих других музеев, не менее влиятельных и именитых, Прадо гордо называет себя музеем творцов, а не творений. Владея богатой коллекцией предметов искусства, вместо слепого увеличения количества экспонатов галеристы отдают предпочтение расширению собраний самых достойных, по их мнению, художников.

Хотя первые посетители вошли в двери Прадо в 1819 году, его история началась намного раньше, в 1775. Как это неоднократно бывало, проект разрабатывался вовсе не для картинной галереи: первоначально король Испании Карл III был намерен основать музей естественной истории. По его указу Хуан де Вильянуэва — яркий представитель классицизма в архитектуре — принялся за выполнение проекта. Высшее общество, пресыщенное вычурностью рококо и барокко, с одобрением отнеслось к возвращению к античным канонам: простоте, симметрии и монументальности. Здание будущего музея Прадо с множеством колонн, четкостью линий и сдержанностью декора действительно производило впечатление древнеримского храма.

 

 

История музея не обошлась без толики драмы: в годы испано-французского конфликта, когда строительство Прадо было почти завершено, французские войска использовали здание в качестве конюшни, а его металлическую крышу разобрали для хозяйственных нужд. По завершении военных действий, король Фердинанд VII принял решение основать в пустующем Прадо картинную галерею. Он лично передал свою художественную коллекцию в распоряжение музея, и в 1819 году состоялась торжественная церемония открытия. Первые посетители могли ознакомиться с тремя сотнями работ преимущественно испанских и фламандских мастеров. Жемчужиной собрания на тот момент были полотна Тициана — любимого художника короля.

Меценаты и состоятельные испанцы, следуя примеру короля, жертвовали предметы из своих коллекций, и фонд Прадо стал очень быстро разрастаться. Несколько раз пришлось достраивать новые залы и даже открывать дополнительные филиалы. Работы не прекращаются до сих пор, причем не только строительные: в этом году музей опубликовал в интернете более 11000 фотографий произведений искусства, как выставленных для широкой публики, так и хранящихся в запасниках. Поклонники испанской школы живописи ремесла смогли бы по достоинству оценить внушительную коллекцию мадридского музея, ведь именно в ней хранится самое большое собрание работ таких великих мастеров, как Веласкес, Гойя и Эль Греко.

 

 

Конечно, большую часть экспозиции музея составляют именно испанские мастера XI-XIX столетий: еще Фердинанд VII желал выделить любимых творцов своей страны.

Прогуливаясь по залам Прадо можно проследить эволюцию испанской школы от средневековых фресок до Ренессанса и реализма. Здесь представлены выдающиеся работы Веласкеса, включая знаменитые «Менины» и «Портрет короля Филиппа IV», в общей сложности — 78 полотен. Далее, 40 картин кисти таинственного Эль Греко, 71 работа Хосе де Риберы. Объем коллекции музея действительно впечатляют. Но названные цифры не идут ни в какое сравнение с размером коллекции Гойи: в Прадо 644 его работы. Среди них имеются как гобелены, созданные для королевской шпалерной мануфактуры, так и «Мрачные картины», которыми Гойя расписывал свой «Дом глухого» в попытках спрятаться от инквизиции.

Благодаря тесной связи Испанской короны и Фландрии, в собрании музея также представлены работы фламандских художников: Рубенса, Ван Дейка, Брейгеля и — это стоит отметить — Босха. Его «Сад земных наслаждений» и «Воз сена» являются, пожалуй, самыми главными шедеврами мастера, и оба они выставлены в Прадо.

 

 

Кроме того, в музее имеется коллекция итальянской, немецкой и французской живописи. Итальянская школа представлена, например, произведениями Караваджо, Тициана, Боттичелли и Рафаэля, а французская — полотнами Пуссена и Лоррена. Что же касается предметов искусства, которые вынуждены храниться в запасниках из-за отсутствия места, периодически и они предстают перед зрителями на временных выставках. Для особо терпеливых посетителей музей имеет подвальный этаж, где выставлены драгоценности Филипа V, объединенные названием «Сокровища дофина».

После последней реконструкции Прадо по проекту Рафаэля Монео, у основного здания появилась пристройка с реставрационными мастерскими, концертным залом, кафе и библиотекой, которой музей особенно гордится.

Регулярно экспозиция музея Прадо путешествует по миру, пять лет назад она даже побывала в Санкт-Петербурге. Оказавшись в Мадриде, обязательно отметьте на своей карте этот адрес: Paseo del Prado, s/n, 28014 и загляните на официальный сайт, чтобы узнать часы бесплатного посещения музея.