В зимней Москве, когда серость и сырость дней сжимает уличное пространство и переводит движение жизни в вереницу городских интерьеров, есть повод заглянуть в один из тех, где время застыло в недосказанном символизме чарующих форм модерна. Прогуливаясь в поисках новых впечатлений или оказавшись по случаю на Малой Никитской, зайдите внутрь небезызвестного особняка С.П. Рябушинского гениального архитектора Ф.О. Шехтеля, который, пожалуй, единственный среди наследия московского модерна доступен для взгляда изнутри.


Для справки: особняк был построен в 1902 году для промышленника и мецената С.П. Рябушинского, который оставил свой дом в 1917 году. После революции здесь размещались различные учреждения: Госиздат, Психолоаналитический институт, детский сад, ВОКС (Всесоюзное общество культурной связи с заграницей). В 1931 году дом был предоставлен Горькому, возвратившемуся на родину из Италии. Здесь писатель провёл последние пять лет жизни с 1931 по 1936 годы. После долгих усилий вдовы писателя дом был передан Акадамии наук СССР для организации мемориального музея. Вся подлинная прижизненная обстановка была сохранена. В 1965 году двери дома на Малой Никитской распахнулись для всех.


Дух символизма, витающий в просторах особняка, ощутим и внятен. Нужно позволить себе только немного прислушаться и присмотреться. И волнообразная лестница уже подхватывает и тихо уносит в коридоры времени, пропитанные запахом ушедшей эпохи.

 

В них встречает идеальный мир гармоничного существования человека и природы. По потолкам в изящных изгибах декоративной флористической лепнины ползут меланхоличные, никуда не спешащие и уж точно никуда не опаздывающие улитки, олицетворяя цикличные процессы мироздания и напоминая о ценности терпения и настойчивости одновременно. Витражи с флоральными мотивами — важная часть интерьера, гармонизирующая пространство.

 

В одном из них зашифровано экологическое послание Шехтеля, посвященное настоящим и будущим поколениям, которое гласит: для каждого человека на земле самое главное - чистая вода, чистый воздух и чистые растения, поэтому каждый человек на земле должен беречь природу и жить с ней в гармонии. И здесь Шехтель подчёркивает важность значения «каждого», поэтому изображено не конкретное лицо, а собран полу-абстрактный образ, сотканный из кусочков природно-минеральных элементов.

 

 

В поисках «крылатого» витража, известного по черно-белой фотографии, когда-то увиденной где-то, выяснилось, что ищу я то, что перекрыто книжным шкафом и уже давно не доступно для глаз, и, к слову, это вовсе не витражи с крыльями бабочек или стрекоз, как предполагалось ранее.

 

 

«Это богомолы, крылья богомолов, знаете, они ещё лапки складывают впереди в молебном жесте, словно Богу молятся», - проникновенным голосом подсказала смотрительница и указала на лестницу в 64 ступеньки: «Здесь Богу любили молиться, вы ещё не поднимались в молельню?»

Лестница к ней ведёт от «чёрного» входа в дом, который на сегодняшний день стал основным. Построенная в 1904 году для С.П. Рябушинского молельня была некоторое время тайной в силу гонений на старообрядцев. Это особенное место удивительным образом соединяет в себе лик древнехристианской церкви и характер космогонической картины мира.

 

Спиралевидные мотивы в росписи стен с акцентированными белыми точками создают ощущение космического пространства, почти гипнотизируя смотрящего. Купол имеет отверстие для проникновения света. В вечернее время оно напоминает «темную сторону солнца», от которого, тонко проступая на декоративной поверхности купола, исходят ещё теплые лучи. Там же по кругу изображены треугольники, символизируя святую Троицу, и ниже в основании купола прописана четыре раза фраза на древнегреческом языке, говорящая о воздаянии за все страдания истинным христианам в день страшного суда.

Побыть в сакральном пространстве в медитативном созерцании, подняв голову вверх, действительно стоит, как и заглянуть в соседнюю комнату, которая рассказывает об истории и многосторонней деятельности почти всех членов семьи Рябушинских. И здесь, пожалуй, наиболее интересна фигура Николая Рябушинского, тесно связанного с кругом художников и писателей символистов, который организовал издание журнала «Золотое руно», оказавшее сильное влияние на развитие русской культуры начала XX века. Обложки журнала, наполненные мистическими чувствами, также представлены в экспозиции и заслуживают самого пристального внимания.

 

Но мистификация момента могла бы продолжаться дальше, если бы не осознание того, что в этом доме когда-то жил и творил Максим Горький, который своим уверенным присутствием не даёт окончательно раствориться в манящей таинственности потусторонних миров.

Здесь сохранилась первозданная обстановка дома писателя: спальня и гостиная с антикварной мебелью и предметами интерьера, масштабная библиотека, его кабинет с артефактами от исписанного блокнота и заточенных карандашей до шикарной коллекции нэцкэ XVIII-XX веков.

 

И в этом смысле атмосфера тонких пространственно-временных взаимосвязей особняка хранит существующие одновременно, по сути, разновременные истории, меняющие в свою очередь восприятие самого пространства.

Весь этот сложный коктейль духовно-эстетических переживаний непременно пропитает организм новыми потоками чувств и мыслей. И когда настанет час покинуть этот удивительный дом, мир за его пределами уже не покажется прежним.