Был простой летний вечер, я сидел и баловался чередуя Пёрселла и Фельдмана, как вдруг раздался звонок от главного редактора. «Глеб, завтра будет интересное мероприятие, сходи туда, там хореография». «Отлично, движ» — подумал я и согласился. «Чёрт! — подумал я сразу после того как положил трубку, — я же совсем не разбираюсь в танце, и тем более в современном»… Что ж, похоже было на отличный повод разобраться, что к чему. Но я решил сделать гораздо лучше: пойти туда никак не подготовившись, тогда в голове не будет груза кучи оценочных шаблончиков, это будет буквально кантовское чистое познание. И на следующий день я отправился в неизвестное.

 

 

И вот, стою я перед входом и думаю, что сейчас опять будет какой-то сомнительный постмодерн, который уже в печёнках сидит. Опять придётся с горем пополам оправдывать существование сия действа. И знаете, сначала всё как будто бы так и было: все ждут открытия зала, какие-то люди в толпе изображают перфоманс, рядом мелькают маргинального вида личности. Ну ничего, думаю я, не впервой. Но потом начался сам фестиваль…

Ох, друзья мои! Даже способ, которым танцоры выходили представиться, был необычным. И когда начался первый номер, зазвучали первые звуки, блестяще, кстати, подобранной, музыки, я понял: сейчас я познаю что-то действительно прекрасное, что-то, чего я ещё ни разу не видел и не испытывал.

 

 

Очень давно какое-либо произведение искусства меня так не впечатляло. Но всё же, несмотря на объём полученных эмоций и катарсис (читай «оргазм») я нахожу довольно сложным, если не сказать абсурдным, писать об этом предметно. Ведь если бы художник хотел выразить свою идею при помощи слов, он бы написал рассказ, но он не хотел так делать и вместо этого поставил танец. Довольно странное занятие пересказывать танец, так что я просто поделюсь впечатлениями и ощущениями, которые у меня остались.

Как я уже говорил, я пришёл на «Пробу», мало что зная о хореографии и в принципе ожидал, что я не пойму происходящего. Танец всегда был для меня самым малопонятным видом искусства. Если с живописью, кино, музыкой, литературой всё более или менее понятно, то язык танца всегда был загадкой и рассчитывал я исключительно на свой общий багаж знаний и эстетический вкус. Но вы знаете что? Вопреки своим ожиданиям, я понял совершенно всё.

 

 

Абсолютно каждый номер был поставлен так, что не нужно даже заглядывать в программку чтобы понять, что происходит на сцене. Танец как будто говорит со зрителем напрямую, минуя фазу преобразования в слова и обратно. А не этого ли стремится достичь искусство в разговоре со зрителем? Возможно, лично мне помогло отсутствие опыта и предвзятости. Несколько раз я слышал позади себя фразы вроде: «Ну щас опять будут по полу валяться, сколько можно?» — и искренне им удивлялся.

Пару слов, непременно, стоит добавить про крайне необычные художественные решения. Видели ли вы когда-нибудь танец, который целиком исполняется спиной к зрителям? Вот и я не видел. Казалось бы, это такое нарушение фундаментальных правил постановки, но при этом сказать, что этот номер держал меня от начала и до конца — это не сказать ничего. «Как можно станцевать бабочку? А песок? Это невозможно!» — сказал бы я раньше, но нет, оказывается, возможно.

 

 

Хочу также коснуться содержания. Я был рад узнать, что оно там есть. Современная тенденция деконструировать всё, а потом оправдывать получившуюся кашу каким-то высоким смыслом — очень утомляет. Тут такого не было. Зато была внутренняя борьба, восточные легенды, буддийские сутры, любовь, библейские отсылки и многое другое. Это всё завораживало и затягивало. К концу выступления начинает щипать глаза, потому что не хочется слишком часто моргать, иначе рискуешь что-то пропустить.

Что ж, как я и говорил, получился довольно абстрактный рассказ, я даже избегал упоминать названия и имена. И я делал это намеренно, потому что надеюсь, что таким образом заинтересовал вас сходить и испытать это самим. «Проба №» — это программный фестиваль, и вы сможете сходить на него в октябре. Я искренне советую вам это сделать.