Мы уже рассказывали вам о существовании проекта Russian Art Park в беседе со Стеллой Лабужской и Дарьей Русаковой. А теперь нам удалось пообщаться с креативным «сердцем» проекта – Симой Мусатовой.

Эта улыбчивая брюнетка рассказала о том, почему Russian Art Park будет существовать очень долго, почему о художниках могут не узнать и какие стереотипы о современном искусстве пора уничтожить.

 

 

Artifex: Со Стеллой и Дарьей мы успели поговорить о вашем общем проекте Russian Art Park. Они, признаюсь честно, рассказали много интересного. Но самый главный вопрос я приберегла для тебя – как же все-таки был придуман проект?

Я очень долго работаю со Стеллой. Несколько лет назад она бросила все силы на реализацию своего творчества, и полностью погрузилась в мир искусства. Спустя какое-то время предложила сделать нечто глобальное и стоящее для мира современного искусства, некий фестиваль Russian Art Park. Это звучало очень амбициозно. Таким образом, объединив усилия, мы втроем погрузились в разработку идеи. У каждой из нас есть уникальные сильные стороны и опыт, который в совокупности в самый раз пришелся для реализации проекта. Я давно и много занимаюсь пиаром, Даша замечательный куратор, Стелла прекрасный генератор.

Далее, дело оставалось за малым. Промониторив рынок, мы поняли, что продвижением российских художников, а главное, современного отечественного искусства в целом за рубежом почти никто не занимается. Как таковой глобальный арт-пиар отсутствует и на российском рынке. Что ж с этого и стоит начать. Теперь стараемся следовать «теории красных дыр» – мысль-намерение-действие. Круто, когда ты не просто сидишь и мечтаешь, а действуешь.

 

 

Artifex: Насколько я знаю, ты креативный продюсер RussianArtPark, верно?

Да. Я отвечаю за внешние коммуникации – взяла на себя ту часть ответственности, которая касается PR, поиска партнеров, интересных возможностей для реализации разного рода коллабораций. Поэтому меня решили обозвать «креативным продюсером» (смеется).

Artifex: Тогда скажи со своей точки зрения, что такое RussianArtPark и в чем его основная фишка?

Основная идея проекта – популяризация российского современного искусства. Поскольку в мире, да в том числе в России, для простого обывателя не существует четкого понимания, что такое российское современного искусство и в чем оно выражается. Фишкой проекта является его формат. Например, в качестве членов жюри мы привлекаем популярных людей – трендсеттеров, известных широкой аудитории, которые в свою очередь задействованы в проекте, призванном привлечь массового зрителя к феномену современного искусства. К чему это может привести? Я надеюсь и верю в то, что мы сможем сделать модный и качественный продукт. Возможно, со стороны это кажется слишком амбициозным - словно три девушки стучат себе кулаками в грудь с ярко выраженным желанием завоевать мир. Но наши цели полнее оправданы, поступательны и фундаментальны. Кроме того, хочется думать, что со временем мы найдем еще людей, которые присоединяться к нашей команде, захотев его поддержать.

Artifex: Кстати, о поддержке. Какой была реакция у общественности, когда появился RussianArtPark?

Я занималась привлечением СМИ и артистов к проекту. С их стороны чувствовалась заинтересованность. Мы понимали сложный график членов жюри, поэтому предоставляли возможность их заочного участия в выставке. Если человек не может приехать на выставку, чтобы лично оценить работы художников, все материалы мы высылаем ему на почту. Но большая часть артистов все равно доезжают до нас, потому что им самим интересно посмотреть на то, как все выглядит и работает. Это показатель! Мы благодарны этим людям за их поддержку. Другой большой показатель – количество заявленных на выставку работ. Художники хотели в этом участвовать. Хотя надо заметить, что некоторые представители арт сообщества и узконаправленные СМИ своеобразно восприняли идею проекту...

Artifex: Почему?

Людям «старой закалки» пока сложно переключиться на что-то нестандартное и непривычное. Во многих структурах работает закоренелый костяк людей с достаточно консервативными взглядами. Они видят черное и белое, но не могут представить, что краски можно смешать и получить нечто иное. Поэтому нам иногда отвечали: «А это вы! Ну понятно! Боимся, что наша редакция не пропустит такое». Знаешь, а ведь это тоже большой результат. Инфоповодов в любой сфере множество. И факт того, что среди тонны релизов, которые получают редакции, они узнали именно нас – это успех! Мы круто стартанули и остались довольны результатом первого сезона RussianArtPark. Дальше будем это «колесо» только раскручивать. В каждой сфере есть свои лидеры. И нам хочется стать одной из таких единиц.

Artifex: Раз речь зашла о работе со СМИ и о раскрутке проекта, давай поговорим об инструментах пиара, которые нужны для продвижения российского искусства на мировую арену...

Сейчас пиар переживает такую трансформацию, что больше не существует отдельно его, рекламы и маркетинга. Они друг в друга проникают и существуют вместе. Как бы скучно это ни звучало, используются классические инструменты пиара: работа с прессой, интересный контент, рассылка пресс-релизов и публикации. Разумеется, важны личные связи и доброжелательные отношения. Особую роль теперь занимает Интернет продвижение. И конечно, «фишечки». Например, интересно запустить нечто вирусно-маркетинговое.

 

Artifex: А нужен ли вообще пиар искусству? Насколько эти сферы умеют сотрудничать друг с другом?

Я считаю, что пиар сегодня нужен любой сфере. Мы живем в новом мире, заполненном глобальным потоком доступной информации из всевозможных каналов. Основная функция PR состоит в донесении до широкой общественности твоей идеи, иначе мир тебя не услышит, и весь смысл потеряется. К тому же пиар призван поддерживать своеобразный имидж. А в нашем мире это важно иметь определенный статус. Сегодня нашему искусству это особенно нужно. Ведь пока мы не услышаны и не поняты на мировой арене, про нас почти не знают.

Artifex: Про нас не знают вообще или знают только стереотипы, сложившиеся вокруг нашего современного искусства? Ведь есть масса людей, для которых современное искусство в России ограничивается прибитыми органами к брусчатке...

На деле у нас все не так плохо! (смеется) Но получается, что наше искусство «звучит» какими-то обрывками, которые, в свою очередь, были подхвачены общественностью. Вот и складываются такие стереотипы: «Что там со современным российским искусством? Да… Какой-то придурок прибил свои...» Странно, но у нас есть огромное количество и пиар-агентств, и художников. Последние, в своем большинстве, создают продукт, а потом не знает, что делать с этим. Только единицы сами или с помощью арт-эдвайзеров или менеджеров могут найти и двинуться в нужном направлении. К слову, в Russian Art Park мы с удовольствием рассказываем нашим художникам, как им лучше заявить о себе, на чем сделать акцент, помогаем с публикациями.

По сути, и в глобальном плане в России нужно развивать такое направление услуг как арт-пиар, которое в нашей стране пока не закрепилось. Хотя, стоит отметить, что за последние несколько лет феномен современного искусства в России набирает обороты, и становится модным.

Artifex: Давай будем честными, на международном уровне все инструменты пиара используются довольно давно. И там эта стадия развития совершенно иная. Это мы очень долго созревали и только сейчас начинаем внедрять нечто похожее в нашу арт-сферу. Почему так выходит?

А почему до России позднее доходят все технологии и модные тенденции? Видимо, у нас свой темп развития и свое видение ситуации. Я не думаю, что это хорошо или плохо. Все так, как оно есть.Зато сейчас есть свободная ниша, которой можно вплотную заниматься. Думаю, мы наверстаем.

Наш проект, к слову, имеет и социальную значимость. Мне кажется, это тоже очень важно. То есть мы не просто придумали между собой идею и продвигаем ее для собственного удовлетворения амбиций, мы хотим внести свой вклад в историю развития и становления российского современного искусства нашего времени.

 

Artifex: Как ты сама думаешь, RussianArtPark – проект на долгие годы?

Только недавно обсуждали последующие его сезоны, которые собираемся проводить в 2018 году. Мы получили несколько запросов от других стран, которые заинтересованы и приглашают нас с проектом к себе. При этом понимаем, что постоянно существовать в одном формате не сможем – это наскучит. Нужно придумать некую историю, которая бы постоянно видоизменялась и оставалась востребованной. На это мы делаем большой акцент в своей работе, и, в том числе, благодаря этому, Russian Art Park будет существовать долго.

Artifex: Очень часто создатели проектов относятся к ним так трепетно, почти как к своим детям. Расскажи о своем отношении к Russian Art Park...

Для меня это огромный пинок. Знаешь, есть такой термин «растяжка». Его используют на тренингах по личностному росту. Людям дают ряд сложных задач, исходя из их страхов. Например, если тебе сложно подойти к человку, то тебе дают задачу выйти на сцену, раздеться и выступить. Это и есть «растяжка» - ты выходишь за грани своего личного комфорта и возможностей. Ты себя растягиваешь и открываешь свой потенциал. Этот проект для меня – большая работа над собой, с собой и с командой. Russian Art Park – моя собственная проверка себя на прочность.

Artifex: Пройдешь?

Обязательно!