Современные девушки могут не только коня на скаку остановить и в горящую избу войти, но и способны выдержать десять часов беспрерывных сварочных работ.

Weld Queen, она же Александра Ивлева, – художник-перформансист и девушка, всей душой любящая металл и умеющая превратить сварку в настоящее искусство.

 

В уютном лофте Artifeх Саша рассказала о том, как сделать искусство доступным, как скульптура может раскрыть сексуальный потенциал и куда нужно направлять свою энергию.

 
Artifex: Начну с самого простого: с чего все начиналось?

Начиналось все с интереса. В 2007 году я захотела сделать коллекцию светильников. Для этого надо было начинать все с нуля. У тебя есть только провода, патрон и лампочка, а все остальное нужно сделать. Чтобы изготовить корпуса, сварить абажур, подставку и сделать резьбу, нужно работать с металлом. Пришла к отцу – он у меня рихтовщик-сварщик – и попросила меня научить. И вместе мы сделали коллекцию светильников.Тогда не предполагалось, что я буду заниматься искусством. А потом я начала делать скульптуры с подсветкой. Они должны были особенным образом освещать пространство и при этом иметь декоративную составляющую. Через год я переехала из Крыма в Москву. И вдруг поняла, что мне нравится: беру железку в руки, и меня от нее прет! Теперь я занимаюсь непосредственно интерактивной скульптурой – жанром, который меня вдохновил.

Artifex: Как ты думаешь, в чем особенность интерактивной скульптуры и что она дает человеку?

Я считаю, что очень правильно и полезно давать людям возможность контактировать с искусством. Тогда у человека нет пресловутого «нельзя», что мы так часто встречаем в музеях. Когда тебе «можно», то можешь вообразить себя кем угодно вместе со скульптурой: принцессой, звездочетом и даже наездницей. У меня есть работа Cosmolover – космический любовник, грубо говоря. Это же прямой контакт с инопланетными цивилизациями!(смеется)

 

И когда рядом с ним висит табличка с открытой, а не перечеркнутой рукой, люди подходят, сначала переживают, а потом оживляются. Они ищут в этом свою игру и могут быть частью этого.

Artifex: Наверное, каждый художник выбирает тот материал, который лучше всего раскрывает смысл и настроение его творчества. Почему ты выбрала именно металл?

У меня с детства была идея, что металл податливый, как пластилин. Этого знания было достаточно, чтобы понять, что я хочу работать именно с этим материалом. Он означает для меня надежность, силу и мощь. Я понимаю, что металл мне подвластен, то есть он не такой жесткий, как кажется со стороны. Из него можно делать интерактивные инсталляции и public-art. Для меня сварка – это кисти, а металл – краски.

Artifex: Public-art? Давай поговорим об этом подробнее. Что это, как это и с чем это «едят»?

Это некие объекты, которые должны находиться в открытом пространстве. Соответственно, такие объекты должны быть определенного контекста. Если человек не идет к искусству, то искусство идет к человеку. В городах России должно появляться больше объектов, которые доступны бесплатно на улице и которые отражают какие-то значимые вопросы. Тогда общество будет понимать, что в этой стране есть искусство. И за ним нужно не только ходить в музеи и в галереи, но оно есть и на улице. Хочется верить в то, что, создавая эти объекты, ты тем самым создаешь некое предложение, которое будет рождать спрос.

Artifex: Раз мы заговорили о взаимодействии людей с искусством. Ярким примером интерактивной скульптуры у тебя является знаменитый кот Тихвами. Как он появился на свет?

Он разбудил меня утром! (смеется) Я спала и понимала, что мне что-то мешает. Сначала сопротивлялась, а как только проснулась и расслабилась, поняла, что это большой медитирующий кот! Тут же села на кровать в позе Тихвами и осознала себя как огромного, мудрого, спокойного и очень одухотворенного кота.

 

Понимала, что ко мне могут приходить и садиться рядом люди, а я могу с ними взаимодействовать. Это была мегаэнергия. После Тихвами моя жизнь изменилась. По отношению к нему я чувствую себя не художником или автором, а матерью. Я создала ему тело, а дальше он живет самостоятельно.

Artifex: А как ты делала этого кота?

Меня как-то позвали на ландшафтный фестиваль, где одна дизайнер хотела выставить какую-нибудь мою скульптуру. Я ей сказала, что сделаю работу, когда ко мне придет идея. Прошло много времени, девушка думала, что я забыла о своем обещании, а тут я позвонила и срочно назначила встречу. Прилетела в ресторан и сразу села в позе Тихвами. Она была в шоке! (смеется)

Потом я договорилась с руководством на работе, и мне дали «вольную» на полтора месяца, чтобы я могла делать скульптуру. За это время мы с еще одним художником из Питера создали Тихвами, и в конце июня 2015 года он был представлен на выставке Moscow Flower Show в парке Музеон.

Мы выстроили вокруг кота сад, куда могли приходить люди, и пригласили огромное количество этнических музыкантов. Все было очень духовно. И поэтому я отношу Медитирующего кота Тихвами к серии духовного искусства, с которой продолжаю работать до сих пор.

Artifex: Насколько я знаю, после Тихвами у тебя появился еще и Рамиши. Как он дал тебе знать о себе?

После Тихвами было понимание, что будет еще скульптура. Но я не знала, кто это будет. А потом осознала, что это медведь. Ощутила его мощь и представила, что он будет сидеть в позе открытости миру. У него открытые ладошки, которые символизируют готовность воспринимать. До его реального воплощения прошел год, за это время было создано много других инсталляций и интерактивных скульптур. И за этот год я очень много поняла.

 

Artifex: Давай подробнее поговорим о духовном искусстве, которое мы уже упоминали в разговоре. В чем его смысл и каким ты его видишь сама?

Духовность у каждого человека своя – свое видение мира, осознание себя в нем и понимание того, как все движется. Мы сами – сгусток энергии, но есть некая другая энергия, которая помогает нам действовать и ведет в потоке жизни. Мы верим в каких-то существ и чего-то просим у них. И духовное искусство, которое я создаю, является воплощением этих существ в реальной оболочке. Сейчас я сделала большую скульптуру «Братья». Это семь ангелов, стоящих в хороводе и держащихся за руки. Среди них нет восьмого. Им станет тот человек, который замкнет собой хоровод ангелов.

 

Это говорит о том, что мы всегда можем обратиться к высшим существам, и для этого не обязательно приходить в специальное место. Ангелы тоже сделаны из прутьев, как Тихвами и Рамиши, но сваренных между собой в сетку, напоминающую структуру листьев растений.По ним течет энергия как сок по жилам. И у них нет конкретной визуализации лица. Там просто внутреннее пространство. Идея в том, что я предлагаю каждому прочувствовать среди «Братьев» своего ангела, создать свой образ, выйти на диалог с собой.

Artifex: Ты сама сказала, что у «Братьев» тоже сетчатая фактура, как у Тихвами и Рамиши. В этом есть определенная идея?

Через скульптуры можно видеть пейзаж. У них есть форма, но они не сплошные. Они существуют и не существуют одновременно, а связано это с двойственностью ситуации. Мы в них верим, но кто-то может сказать, что их нет, ведь эти существа не материальные. Поэтому я делаю скульптуры такими, чтобы через них был виден мир, и при этом даю возможность их потрогать и взять за руки. То, насколько они существуют, зависит от нашего воображения.

Artifex: Мы уже много говорили о том, как ты чувствуешь свои скульптуры. А над тем, как их чувствуют другие люди, ты когда-нибудь задумывалась?

У меня есть два направления: то самое духовное искусство и «Качалки». То, что они дают человеку, я наблюдаю и каждый раз восхищаюсь. Духовная скульптура дает возможность проснуться для жизни и почувствовать в себе энергию для реализации всех задуманных целей. Человек садится на интерактивную скульптуру и понимает, что это нечто приятное. Он бессознательно чувствует, что это может послужить мотивацией для дальнейшего самоанализа и саморазвития.

Что касается социальной темы и «Качалок». У меня есть достаточно взрослая скульптура «Казанова», на которого ты садишься как наездница и катаешься на нем. По сути, эта скульптура отражает сексуальность и сексуальное взаимодействие.

 

Это мое стремление, чтобы люди были более открытыми к собственным желаниям. Я вижу женщин, которые садятся на него, и в какой-то момент понимают, что происходит. (смеется) Одна девушка даже вскочила! Просто до нее дошло, что она сидит на мужике. (смеется) И это подтверждает воображение – эффект, который должна создавать интерактивная скульптура.

Artifex: У каждой твоей работы есть свой скрытый смысл. Давай назовем еще несколько скульптур и сразу раскроем их значение?

Есть «Конь-Агонь» - большой красный конь с ручками как у мотоцикла. Ты вроде уже вырос, но тебе хочется поиграть и овладеть им. «Слонбургер» - статичная скульптура. Это слон, разрезанный на две части. Ты в него можешь влезть и почувствовать себя «котлетой». Здесь раскрывается тема города и «запресованности» в стандартах, которые пичкает общество. Сейчас я делаю скульптуру «Единокот». Это розовый кот-единорог, на котором тоже можно покачаться.

 

По легенде, девушка, которая укрощает единорога, чиста душой. Здесь я делаю более домашнюю версию, которая символизирует, что каждая девушка может быть чистой и непорочной и способна укротить свою «няшку». Кот – существо доступное, единорог – мифическое, а вместе они олицетворяют обладание мечтой.

Artifex: Скажи, пожалуйста, как проходит и сколько времени занимает создание одной работы? Со стороны этот процесс выглядит очень трудоемким. Мне кажется, без помощи в этом деле не обойтись…

Во-первых, приходит идея. Надо понять, что это и как с этим взаимодействовать. Потом эту идею я могу нарисовать в виде эскиза. Затем нужно слепить пластелин. В среднем уходит примерно семь-восемь дней на подобную небольшую скульптуру. «Слонбургера» я одна варила в Москве 12 дней. Еще летала к Славе Полунину на «Желтую мельницу» во Францию, где за 11 дней сварила самолет «Кресло для совместных витаний в облаках».

 

 

Над скульптурой «Братья» мы работали впятером. «Казанову» я вообще варила с натуры – это был слесарь. Я ему сказала, что мне нужна его чисто слесарная помощь на неделю, а потом бонусом прибавилось то, что он позировал. У меня есть своя мастерская и своя команда: ассистентка, которая помогает вести текущие дела, техник, обеспечивающий работу мастерской, художник и два сварщика. Я очень рада, что люди помогают. Клево, когда есть команда, потому что так гораздо проще создавать много. Сколько же одной можно делать медведя Рамиши? Жизни не хватит! (смеется)

Artifex: Как ты считаешь, какое будущее у интерактивной скульптуры?

Я считаю, что у нее огромное будущее. Я вижу, что интерактивным искусством в мире занимаются не так много, потому что это требует специальных материалов и определенных средств. Ведь интерактивная инсталляция должна быть очень надежной. По моим наблюдениям, на каждой выставке, где есть интерактивные объекты, они всегда хорошо воспринимаются. В мире, где современному человеку хочется владеть всем и сразу, эти скульптуры дают такую возможность, и ты можешь обладать искусством физически. Поэтому я считаю, что это перспективное направление.

Artifex: В одном из интервью ты как-то сказала, что профессия сварщика не считается «модной». Но, глядя на тебя и твои работы, в это слабо верится. В чем твой секрет?

Мне нравится моя профессия и я использую ее как творчество. Я стараюсь активно популяризировать ее. Снимаю разные ролики и уже организовала два мотивирующих, творческих конкурса для сварщиков всей страны и СНГ. Это не был конкурс профессионального мастерства, где ты смотришь, кто лучше сварил швы. Там предлагалось сделать изделие, например, на новогоднюю тематику, и все желающие могли поучаствовать в конкурсе и получить призы. В 2016 году я организовала общедоступные сварочные мастер-классы. Люди могли прийти и сварить себе скульптуру.

 

Так ты уже понимаешь, что такое сварка и кто такой сварщик. Люди потом выходили счастливые, словно в космос слетали! Еще я шью сварочные костюмы. У меня есть традиционное русское сварочное платье, супергеройский сварочный костюм и вечернее сварочное платье. Сейчас я шью галактический сварочный костюм.

 

В этом веду образовательные программы. Для меня сварка – это перформанс длинною в жизнь. А с профессиональной стороны я показываю, что сварка может быть доступной и не такой сложной, как мы ее представляем.

Artifex: Что еще тебя вдохновляет, кроме того, что люди взаимодействуют с твоим творчеством?

Сама жизнь. Когда ты едешь на велосипеде и видишь арку из деревьев, через которую проезжаешь. Когда ты видишь воду, небо и облака. Когда выходишь вечером из мастерской и смотришь на звезды. Вдохновляют люди, которые приходят пообщаться со мной. Это просто жизнь, которая дарит приятные моменты. Способность видеть эти вещи и проводить их через себя и есть созидание – процесс искусства.