А вы знаете, что Бабу Ягу, одну из самых известных русских сказочных героинь, стали узнавать в США и ОАЭ? И это благодаря российскому скульптору Ирине Лагошиной, чья работа завоевала популярность за рубежом.

Почему Баба Яга, как приняли этот проект иностранцы и что на самом деле скрывается за образом злой старухи-людоедки - об этом читайте в интервью Екатерины Тимофеевой.

 

 

Artifex: Ирина, скажите, чем вас привлек именно этот вид искусства?

Один мой хороший знакомый посоветовал мне попробовать свои силы в скульптуре, так как первая профессия (художник-стилист) развила во мне чувства объема и пропорций. Я попробовала и так увлеклась, что в результате кардинально поменяла свою жизнь. Решающим был момент, когда я впервые оказалась в студии моего учителя Вадима Кириллова, у которого потом училась несколько лет. Сама обстановка и дух этого пространства так сильно на меня повлияли, что я просто почувствовала: скульптура — это моё. Позднее именно под руководством Вадима я сделала свой первый монументальный проект — Бабу Ягу в Екатеринбурге.

Artifex: Есть мнение, что самой сложной деталью в изображении человека являются кисти рук. Вы согласны с этим?

Действительно, руки - это очень важная деталь скульптуры. По рукам можно «считать» характер человека, его особенности, даже профессию. Для меня всё зависит от того, что именно я хочу передать своей работой. Если речь идет о воплощении человеческого образа, то для меня самое важное и сложное — передать эмоциональное состояние, подчеркнуть нюансы и особенности характера изображаемого «объекта» в моменте.

Artifex: Поговорим немного о вашей скульптуре Бабы Яги, которая прошла путь от Екатеринбурга до Дубая. Почему из всех российских городов выбор пал на Екатеринбург?

У меня появился заказчик-меценат родом из Екатеринбурга, которого вдохновляла русская культура. Он захотел установить скульптуру Бабы Яги в центре родного города. Так совпало, что именно в тот период я сильно увлеклась русской историей и мифологией, активно изучала литературу по этим темам. А мифологические образы для меня с детства были чем-то сакральным — среди них и образ Бабы Яги.

 

 

Artifex: Как приняли скульптуру в других странах?

Впервые персонаж Бабы Яги был презентован в Майами, в рамках Miami Art Week. Надо сказать, что в Майами большая русская диаспора. Для старшего поколения русских, которые живут в США, этот образ был знаком и близок. Встреча с персонажем Бабы Яги, да ещё на выставке современного искусства, вызвала целый спектр эмоций: удивление, восторг, благодарность. «Американские» русские прямо у скульптуры знакомили своих друзей и детей с нашей мифологической героиней.

Для посетителей других национальностей образ Бабы Яги был не знаком. Очень много расспрашивали о проекте, сравнивали персонаж с современными массовыми супер-героями. Многих посетителей вдохновляло то, что образ нестандартный, а также возможность оставить свой автограф или комментарий на самом произведении искусства. Я решила, что позволю делать любые надписи, чтобы продемонстрировать уважение к разным культурам, ценности свободы слова и самовыражения.

В Дубае была другая аудитория — представители арабских национальностей, индусы. В Арабских Эмиратах, где мусульманская традиция довольно консервативна, не принято изображать человека. Тем не менее, публика интересовалась персонажем, люди садились рядом и делали фотографии. Перед выставкой я внимательно изучала местную культуру, чтобы проект оставался в рамках уважения к национальным традициям, но, в то же время, не терял своего смысла. Персонаж Бабы Яги в Дубае стал настоящим открытием для посетителей выставки, потому что в восточной культуре нет аналогичных мифологических героинь.

Artifex: Что пишут на памятнике посетители в США?

Аудитория мероприятия была многонациональная, поэтому надписи были на самых разных языках. Кто-то просто оставлял автографы, хэштеги, дети рисовали рисунки, влюбленные пары оставляли свои инициалы с сердечками. Были даже политические подписи и лозунги. Например, «Trump sucks», «Баба Яга — секретное оружие Руси» и др.

 

 

Artifex: Почему во всех трех странах скульптура разного цвета?

В каждом проекте Баба Яга неизменно предстает в новом облике, с новыми задачами и миссией. Именно они определяют визуальное решение. В Екатеринбурге, столице Урала, где металлургия - одна из важнейших отраслей, скульптура выполнена в классическом стиле и изготовлена из бронзы.

Целью участия в Miami Art Week было знакомство международной аудитории с персонажем, архетипом Бабы Яги, демонстрация сильных положительных качеств «русской души», огромных возможностей межкультурной коммуникации. Красный цвет Бабы Яги в Майами, — это символ пассионарности русского народа, огня, который очищает и согревает. Словом «красный» («красна девица») в русских сказках называли красивых внешне и внутренне людей. Красная Баба Яга, возможно, некрасива внешне, зато она красива духовно.

В Дубае был представлен уже более сложный и многослойный проект, получивший название «Культурный код, ext. 007 (643 RUS)». Название говорит само за себя: культурный код формируется поколениями, а числовые коды, которые присваиваются странам, — явление новейшего времени. В этом проекте Баба Яга выполнена в белом цвете. Он символизирует чистоту, нравственный идеал, духовность, истину.

 

Artifex: Куда дальше отправится Баба Яга?

Пока я не хочу раскрывать все планы по проекту.

Artifex: Почему именно из Бабы Яги был сделан национальный супергерой, который противопоставляется зарубежным? А как же богатыри, например?

После проведённых исследований я сделала вывод, что потеря знаний об образе жизни и опыте наших предков стали причиной искажения огромного пласта нашей истории. Образ Бабы Яги — один из самых мощных, и он очень сильно пострадал. В патриархальном христианском обществе не было места столь сильному женскому персонажу. На меня произвел огромное впечатление контраст: кем была Баба Яга для наших древних предков и как ее преподносили в последние столетия, после принятия на Руси христианства. Образ мудрой волшебницы, целительницы, наставницы, защитницы детей и рода был подменен образом кровожадной старухи-людоедки, которая жарит в печке детей.

Мне захотелось сделать хоть что-то, чтобы исправить историческую несправедливость, восстановить доброе имя Бабы Яги и в каком-то смысле даже призвать ее в помощницы для возрождения интереса к древней русской культуре, её уникальности и богатству. Кроме того мой проект направлен на развитие более широкого видения и критического осмысления разных явлений и фактов.

А кто такая Баба Яга по своей сути? В некотором роде она - тоже «супер-герой», только очень древний. Она находится в числе особенных мифологических персонажей, обладающих и мудростью, и супер силой, и сверхчувствительностью к такому понятию как справедливость. Кроме того она - наставница, потому что не просто помогает быть добру, но и учит, передаёт свои бесценные знания. Даже русские богатыри приходят к ней за советом и поддержкой. Мне захотелось познакомить американскую и международную публику с нашей древней супер-героиней.

Artifex: Расскажите о других своих проектах. Какой из них наиболее значим для вас?

Пожалуй, самый важный для меня проект на данный момент посвящён теме ноосферы и искусственного интеллекта. С ней я работаю в коллаборации с моей коллегой Дарьей Кургузовой, с которой мы познакомились в Британке. Первый шаг в этом направлении — проект «После нас», он будет представлен в рамках молодежной биеннале. Выставка будет проходить на Винзаводе с 8 июня по 8 июля. Подробно рассказывать о проекте я не буду, могу лишь сказать, что в рамках выставки это будет первая инсталляция из запланированной серии работ. Помимо инсталляции планируется перфоманс, посвященный теме осмысления прошлого опыта, и фантазия на тему возможного будущего для человечества.

 

 

Artifex: Ирина, поделитесь, как рождается скульптура и что вдохновляет на ее создание?

Сначала появляется идея. Чаще всего, это что-то значимое лично для меня, открытие, связанное с познанием окружающего мира. Дальше идея обрастает подробностями и образами, появляется желание ее развивать, делиться с другими. Меня вдохновляет природа, искусство в разных его проявлениях, книги, общение с людьми, дети. По сути, это всё, с чем я соприкасаюсь в жизни, и что созвучно моему внутреннему миру.

Artifex: Есть ли у вас ориентир в творчестве?

Если говорить о современных авторах, то меня очень вдохновляют работы скульптора Арнольдо Помодоро.

Artifex: Что заставляет вас улыбаться, когда грустно?

Конечно, Баба Яга. Она настоящая волшебница, и если возникают непростые ситуации, то я чувствую, что она мне помогает.

Artifex: Когда вы в последний раз делали что-нибудь в первый раз?

После выставки в Дубае я в первый раз в жизни встала на водные лыжи. Это было неописуемое удовольствие!

Artifex: И в заключении наш традиционный вопрос: представьте, что вы себя встретили через 20 лет. Как бы это произошло и где?

Надеюсь, что через 20 лет у меня будет возможность коллекционировать искусство. А ещё я была бы счастлива, если мои творческие проекты трансформируются в социально значимую деятельность. Например, я бы хотела создать сеть творческих школ для детей, где они будут учиться не только творческому самовыражению, но и бережному взаимодействию с природой и друг с другом. Я мечтаю, чтобы идея ноосферы реализовалась сначала через творческие проекты, а позднее — через конкретные дела.

Artifex: Ирина, спасибо большое за интервью! Желаем, чтобы супер-героиня Баба Яга покорила еще ни одно место на карте мира.