Живая икона арт-феминизма, американка Линда Бенглис (Lynda Benglis) поразила мир своими дерзкими, ни на что не похожими работами. Латекс, полиуретан, гипс, цинк, воск — вот ее оружие, покорившее сердца зрителей. Она была одной из первых художниц, кто восстал против доминирования мужчин в искусстве.
В своих ранних скульптурных работах Бенглис использовала воск и латекс, в 70-е перешла к крупным скульптурам из полиуретана, а затем — позолоченному цинку и алюминию. Настоящее буйство материалов! Но обо всем по порядку.
Родилась будущая звезда инсталляции в американском штате Луизиана в 1941 году. Ее творческий путь начался в Нью-Йорке, куда она переехала в 1960-х годах прошлого века. Этот период ознаменовался вызовом мужской половине человечества. На свет появилась серия прилипших к полу скульптур из разлитого латекса. Тогда это было поистине фантастично, смело и даже вызывающе. Яркие скульптурные аллюзии стали ответной взрывной реакцией на минимализм с его упрощенностью форм и образов.
Светящуюся в темноте флуоресцентную скульптуру «Фантом» (1971) можно назвать поистине уникальным произведением, потому как после единственной выставки в Канзасе она больше ни разу не экспонировалась. Этой работой художница противопоставила минималистской скульптуре 60-х, олицетворявшей мужской рациональный взгляд, органичные формы и яркие цвета, пришедшие из живописи.
Еще одна известная арт-инсталляция – это скульптура «Контрабанда» (Contraband, 1969). Она названа в честь буя в Луизиане, где Линда выросла и провела свое детство. Видимо, вода в тех местах не отличалась особой свежестью и прозрачностью, и созданная работа напоминала художнице о нефтяных пятнах, которые ядовито переливались всеми цветами радуги. Специально для создания данного арт-объекта Линда заказала 500 фунтов краски и смешала ее с латексом. Это произвело настоящий фурор, ведь никто прежде не отваживался на подобные эксперименты с материалом! Но амбициозная леди решилась и тем самым уничтожила границу между живописью и скульптурой.
Художница искала все новые способы и техники для своих арт-произведений. Она стала экспериментировать с разнообразными видами материалов: смешивала пигмент со смолой, добавляя воду и катализатор. В результате этих проб получился полиуретан — уникальный синтетический материал, применяющийся во многих промышленных областях. Он также обладает прекрасными эксплуатационными свойствами, так как и в огне не горит, и в воде не тонет. Согласитесь, что не каждый сообразит из такого создавать скульптуры. Но Линда Бенглис это сделала! Процесс был поистине завораживающим: пенящийся полиуретан выливался на специальные каркасы самых различных, заранее продуманных форм. Художница часто приглашала зрителей понаблюдать за этим.
Со временем Бенглис решила, что пора представить себя и свое творчество пресловутому мужскому минимализму. Талантливая американка снялась в серии фотографий, которые пародировали типичный мужской взгляд на женщин. Это было в 1974 году. Кстати, в начале статьи мы не случайно упомянули о ее эпатажности, потому что для заключительной фотографии цикла художница позировала обнаженной.
Это привлекло внимание общественности, и снимок был опубликован в международном журнале художественной критики «Артфорум». У Линды было полное основание праздновать победу над устоявшимися стереотипами в современном арт-пространстве.
Еще одним произведением, принесшим художнице славу, стала необычная скульптура из цинка, меди, алюминия и бронзы, названная «Плеяды» (Pleiades, 1982). Она напоминает кусок гофрированной бумаги, однако внешность обманчива — скульптура весьма увесиста.
Бенглис, как творческая натура, продолжила поиск новых форм, композиций, что вылилось в сотрудничество с известным американским скульптором Робертом Моррисом. Вместе они внесли значимый вклад в развитие перформанса и инсталляции, создав Benglis’ video Mumble (1972) и Morris’ Exchange (1973) - ряд видеофрагментов, в которых исследуется эстетика отвлечения. Так зародилась новая область современного искусства — видеоарт.
Автор: Елизавета Строева