Период карантина оказался для многих непростым временем – для одних очень ресурсным, для других – совсем наоборот. О том, как проходит изоляция и как она влияет на возможности заниматься искусством, рассказывает Наталия Чернакова – современная художница из Венеции, работающая в широком диапазоне жанров, включая живопись, скульптуру и мультимедиа.
Впервые мы встретились с Наталией во время Венецианской Биеннале прошлого года и во второй раз (уже онлайн) во время всеобщей изоляции, связанной с пандемией коронавируса. Мы обсудили произошедшие изменения в мире современного искусства и то, как они в дальнейшем смогут влиять на творчество молодых художников.
Часть первая (2020 г.)
Artifex: Наталия, ровно год назад, когда мы встречались в рамках Биеннале с пророческим (как оказалось) слоганом May You Live in Interesting Times («Чтоб вы жили в эпоху перемен»), ты сказала, что именно сложности и кризисы могут давать сильный толчок в развитии искусства. Как текущий период изоляции и карантина повлиял на тебя и твое творчество?
Данный период дал возможность по-другому воспринимать время и то, что важно. Я отбросила много, как оказалось, ненужного, наносного и смогла сделать работы, которые давно хотела, но раньше постоянные перемещения не давали такой возможности. В основном я занималась рисунками, которые являются продолжением моей серии Pelicans (Пеликаны). Процесс их создания – слой за слоем – схож с медитацией и требует времени, которое как раз и появилось сейчас в достаточном количестве. Все это способствовало концентрации и вниманию к деталям, возможности погрузиться в работу.
Artifex: Изменится ли после окончания карантина образ жизни художников?
Я считаю, что он уже изменился. Я стала больше ценить «здесь и сейчас» – не думаю о необходимости бежать на следующий ивент или встречу. К тому же все основные события теперь онлайн. Тяжело пока говорить, как быстро восстановится мир искусства, но скорее всего, такая онлайновая модель проведения мероприятий может стать наиболее актуальной в ближайшие пару лет.
Artifex: Как ты считаешь, что изменится с точки зрения продаж и продвижения произведений молодых художников?
Я не специалист в вопросах арт-рынка, но, конечно, искусство уже стало частью определенного образа жизни людей, и серьезные коллекционеры не смогут просто взять и перестать им интересоваться. Ведь к искусству легко пристраститься, а остановиться, думаю, сложно. Возможно, стабилизируются цены. Правда непонятно, будет ли уменьшение ликвидности способствовать продажам молодых художников, ведь хоть они и сто́ят меньше, но риск для такого вложения (уж если говорить о «рынке» искусства) гораздо выше, чем в ситуации художников с бóльшим опытом. Для молодых художников вообще довольно хорошо быть независимыми от рынка и оставлять себе больше свободы в принятии решений. Я говорю именно о финансовой независимости – хорошо иметь стабильную работу помимо основного занятия искусством на такой период. Это придаст спокойствия и уверенности.
Artifex: Как повлияет ситуация вынужденной изоляции и карантина на темы в творчестве?
Искусство — отражение состояния общества, а если данная ситуация научит нас осознанности и социальной ответственности, то и в работах пост-COVID-19 это будет отражено. Например, у меня было желание работать с рисунком, т.к. он позволяет запечатлеть очень прямую и сиюминутную реакцию. Кроме того, я хотела найти способ делать что-то постоянно без привязки к материалам и времени суток. Такие работы становятся более чуткими и осмысленными. Ограничения, на мой взгляд, всегда были большим стимулом для создания нового и прорывного в искусстве, науке и мысли.
Часть вторая (2019 г.)
Artifex: Наталия, расскажи, с чего начался твой «путь художника»?
Я сперва закончила факультет индустриального дизайна в Екатеринбурге, в УралГАХУ, и магистратуру в Англии в Лауборо (Loughborough), это небольшой университетский город в Лестершир. Вернувшись ненадолго в Россию, я после все же уехала в Милан, где стала работать индустриальным дизайнером в частной студии, но не бросала заниматься искусством. Тогда же я впервые попала на ярмарку Art Basel в 2014 году, где познакомилась со многими интересными творческими людьми и встретила художников, которые занимаются только искусством. После этого я решила тоже попробовать и отправила заявку в Royal College of Art в Лондоне – это известная историческая институция, где учились Генри Мур (Henry Moore), Трейси Эмин (Tracey Emin) и другие. Это единственная такого рода школа, где только postgraduate education, то есть магистратура и Ph.D. (аспирантура). Конкурс был большой, но мне повезло, и меня приняли на двухлетнюю программу по живописи (painting program). Я подумала: «ладно, рискну» и поехала. Конечно, это был такой взрывающий и раскрывающий опыт, потому что система обучения искусству в Англии была отлична от того, что я получила до этого. Там в основном нас учили мыслить, рассуждать и критически подходить к собственным работам — преподавали философию и теорию современного искусства.
Artifex: Сейчас ты работаешь в очень разных жанрах. Помимо живописи, у тебя много скульптуры и мультимедиа. Расскажи, как появился интерес к этим направлениям?
Со скульптурой я познакомилась в УралГАХУ на факультете индустриального дизайна, где был небольшой профильный курс, но главное, там нас научили мыслить трехмерно. Я считаю, что именно это мне помогло расширить практику в сторону скульптуры, которой я более плотно занялась, вернувшись в Италию. Я жила в Милане и Пьетрасанте – это в Тоскане, на море. Там огромная традиция работы с камнем и бронзой, в том числе. Рядом находятся все мраморные шахты, и там работали испокон веков, там Микеланджело жил, например.
Artifex: А как ты оказалась в Венеции?
В Венецию я приехала в июле 2018 года по приглашению моего коллекционера сделать выставку в рамках неофициальной параллельной программы Биеннале. Он предоставляет пространство своей галереи как акт поддержки молодых художников.
Artifex: Какие ты темы затрагиваешь в своих произведениях?
Отправной точкой часто служит фигура или аллюзия на нее. На мои работы также влияют современные тенденции в социуме, развитии мысли и технологиях и то, как они переплетаются с традиционным взглядом на искусство и образы. Так появляется тонкая линия, которая проходит через эти аспекты, объединяя их в произведении.
Artifex: Чем важна для тебя работа, которая оказалась на обложке каталога твоей выставки на Биеннале – скульптура лыж?
Эта работа называется Saturdays, выполнена из литого стекла. В детстве я надевала такие же мини-лыжи для того, чтобы ходить в школу искусств по субботам, отсюда и название — Saturdays, то есть «Субботы». Сами лыжи, форму которых я использовала в этой работе, я привезла из Екатеринбурга. Для меня это работа про сладость и хрупкость воспоминаний о детстве, про ностальгию.
Artifex: Был ли отражен ли в твоих работах с выставки слоган Биеннале (May you live in interesting times)?
Я такой задачи не ставила, но, как ни странно, в основном благодаря серии портретов Blow-Up («Взрыв»), создалось ощущение меланхолии в отношении современного устройства и сарказма над многими стереотипами.
Artifex: А если бы тебя попросили придумать слоган для твоего творчества, какой бы ты выбрала?
Думаю, таким слоганом могло бы стать название моей выставки – Skiing home. Это отражает то, что многие художники делают – то есть мы в каких-то работах просто опираемся на память о тех или иных переживаниях и событиях, а также на те идеалы, которые составили базу нашего восприятия, предыдущего опыта.
Artifex: Чтобы ты порекомендовала начинающим художникам?
Вначале всегда непросто, главное — верить в себя! И себе, что значит — не бояться быть аутентичным. Собственный стиль приходит со временем, не стóит форсировать. Также для развития важно перемещаться за пределы своей зоны комфорта. Например, посвящать этому пару часов в день или один день в неделю — в зависимости от методики построения практики — и работать с абсолютно новыми материалами или темами, выходить за рамки привычного.
Artifex: Наталия, спасибо большое за интересную беседу!
Автор: Анна Миронова