«Я стараюсь сделать так, чтобы скульптура содержала в себе энергетическую сложность, подобно той, что свойственна природе. Ведь то, что создаёт человек, очень и очень просто: мы делаем нечто гладкое или объёмное, круглое или квадратное… Но самый лучший создатель — природа, и когда скульптура начинает отражать всю сложность мира, это удивительно!» — высказался как-то о проблематике своих произведений этот известный мастер.

Тони Крэгг (Tony Cragg) — самый выставляемый и продаваемый скульптор современности. Его произведения неизменно становятся популярными экспонатами музеев и выставок во всем мире. Тони всю жизнь экспериментирует с формами и материалами своих детищ, поэтому уже два раза удостаивался престижных наград — Императорской и Тёрнера. На сегодняшний день он является главой Дюссельдорфской академии искусств и продолжает радовать поклонников новыми изваяниями.

 

Крэгг родился в 1949 году в Ливерпуле (Великобритания) в семье инженера авиации. С юношеских лет работал в Национальной ассоциации исследований в области резинового производства. Вместе с этим Тони учился в Глостерширском колледже искусства и дизайна, а затем — в Уимбилдонской школе искусств. Но на этом он не остановился, и закончил ещё Королевский колледж искусств. После завершения образования Крэгг переехал в немецкий город Вупперталь, где живет по сей день.

Всё раннее творчество скульптора представляет собой изделия из мусора, поскольку материалами для его работ служили старые автомобильные покрышки, куски пластика, детские игрушки и другие ненужные вещи.

Это послужило причиной того, что многие ценители искусства считают его продолжателем британской панк-революции 70-х годов. Своим творчеством гуру модерна доказал всему миру, что искусство включает в себя больше, чем просто классика или академизм. В нём есть место и сюрреализму, и абстракции, и другим новейшим направлениям.

 

 

В 70-е — 80-е годы Тони создавал красочные, яркие работы на полу и стенах различных галерей. В них он сочетал разные по форме или цвету материалы и формировал из них единое целое. Примером такого подхода к искусству может служить его работа под названием «Красный индеец» (1982-1983).

Одним из самых знаменитых произведений Крэгга является «Взгляд на Британию с севера» (Britain Seen from the North, 1981). Оно создано из разноцветных обломков различных предметов, которые скомпонованы на белой стене в одно целое. Эта работа представляет собой Великобританию, а вернее - её контуры, на которые смотрит сам автор, изображенный в виде такого же разноцветного человечка. Сейчас она находится в коллекции галереи «Тэйт».

 

 

Многие из скульптур Тони отражают социальные проблемы, которые связаны с британской панк-революцией 1977-1979 годов. Например, среди ранних творений автора имеются такие, в которых фрагменты складываются в фигуры полицейского или спецназовца, разгоняющих дубинкой демонстрантов.

В 1981 году в Лондоне, а позже - в Бристоле, состоялась выставка «Предметы и скульптура», в которой принял участие и Тони Крэгг. Она провозглашала свободу в выборе материалов для работы, использование, казалось бы, мусора для создания шедевра. В 1982 году произведения Крэгга были представлены на Венецианской биеннале в британском павильоне. После этого скульптор стал звездой мировой величины и в 1988 году получил премию Тёрнера. В 90-х годах Крэгг пришёл к традиционным материалам для создания скульптур — дереву, бронзе, стеклу, камню, стали и другим.

До сегодняшнего дня Тони пополняет две группы своих работ — «Ранние формы» и «Разумные существа».

В «Ранних формах» в качестве материала автор использует всем знакомые обычные ёмкости - вазы, колбы, бутылки, которые соотносятся в пространстве, создавая новые скульптуры.

 

 

Его работы сейчас размещены по всему миру, но при этом на родине автора, в Великобритании, находится только одна из них — Terris Novalis (1997).