Первые фотографии появились в журналах, задачей их создателей было проиллюстрировать своей работой текст статьи или рассказать о каких-либо событиях из жизни общества. Каждый снимок – это фотоочерк или фоторепортаж, которые рассказывают какую-то историю, передают определенные мысли. Человек видит их, запоминает и держит в памяти, как ассоциативный ряд.

Но многие ли могут сказать, что фотография – это репродукция современного мира, особое искусство, через которое мы воспринимаем уже существующие вещи? Шерри Левин (Sherrie Levine, 1947) – одна из немногих американских фотографов и художников, которая понимает фотографию именно так. Она - самый известный апроприатор искусства ХХ века, в ее руках снимки уже существующих шедевров приобретают новый смысл и вторую жизнь.

 

Искусство всегда было в крови Шерри Левин и, окончив Университет штата Висконсин в городе Мэдисон, она тут же начала работать сразу в трех направлениях: живописи, фотографии и скульптуре. На протяжении многих лет главным для нее было воссоздание связи поколений. Она демонстрировала, как из прошлого может возникать настоящее и будущее, и именно поэтому все ее произведения отсылают зрителей к шедеврам мастеров прошлых столетий.

Мы уже упомянули ранее, что Левин была ярким представителем апроприаций, но не пояснили значения слова, хотя, глядя на ее фотографии, о нем не сложно догадаться. Термин «искусство апроприации» получил широкую известность только в начале 80-х годов с появлением работ Шерри.

Его смысл заключается в том, что художник использует в своих произведениях уже существующие предметы, а иной раз - и работы других творцов. Это своеобразное заимствование, принесшее ей грандиозный успех, Левин сделала центральным в своем творчестве. Ставя под сомнение идеи об оригинальности, она эксплуатирует принцип «почти то же самое» и подписывает «чужие» работы своим именем.

Важно заметить, что речь не идет речь о грубом заимствовании произведения, ведь все ремейки Шерри Левин, будь то фотографии или картины, в полной мере «реализуют» оригиналы. Образы и модели являются не просто слепками или подобиями - они сами создают новую реальность. Это совершенно новый уровень развития искусства, где уже знакомые объекты создают новое пространство и по-другому влияют на восприятие зрителей. Здесь можно увидеть удивительную метаморфозу ранее существовавших предметов, ведь что-то в них «исказил» фотоаппарат, а художник добавил в работу свое видение.

Деятельность фотографов постмодернистов всегда функционировала в режиме «фотография-как-искусство», но только для того, чтобы расширить ее возможности и нарушить связь с прошлым восприятием. Они старались показать, что фотография – это один из аспектов копирования, а не оригинал. Молодые художники, в числе который и была Шерри Левин, начинают создавать свои работы, «изымая, присваивая и конфискуя» образы других творцов.

Произведения знаменитой художницы можно отнести к разряду «фотография-как-искусство», и они являются самым радикальным проявлением прямой фотографии. Работы, которые «присваивает» Шерри Левин, функционируют в этом режиме постоянно, и при этом никак не видоизменяются: они в буквальном смысле является снимками.

 

 

Одной из самых ярких работ художницы является серия After Walker Evans (1981), которая была показана в Нью-Йорке в галерее Metro Pictures. Работа представляет собой 26 снимков, переснятых прямо из каталога выставки Эванса. На первый взгляд все они абсолютно одинаковые и в них нет никакого смысла. Но этот концептуальный проект демонстрирует, как изменилось отношение людей к фотоснимкам со времен Уокера Эванса, и чего они ждут от современных работ. Постмодернистское утверждение Шерри Левин, что можно переснять изображение и создать что-то новое в процессе, критикует модернистское понятие оригинальности.

Но не только фотографии прославили известную представительницу постмодернизма. В 1996 году она представила миру копию знаменитой работы Марселя Дюшана «Фонтан», которая представляла собой белый писсуар. Этим произведением Дюшан когда-то бросил вызов искусству модернизма, за что был осужден. Но Шерри Левин не испугала судьба своего предшественника, и она пошла дальше. Ее «Фонтан» был точной копией писсуара Дюшана, только сверкающий бронзой.

 

 

Левин выбрала этот цвет не случайно: скульптура в золотистом цвете своими очертаниями напоминает Будду. Так, благодаря небольшим переменам, внесенным Шерри в копию известной работы, она стала совершенно по-иному восприниматься зрителями.

Новизна и свежий взгляд на искусство всегда притягивали людей и вызывали у них противоречивые эмоции. Но разве не этого добиваются все художники и скульпторы? Каждая работа должна порождать множество мнений, столкновение интересов, споры – а именно такую реакцию и вызывают произведения Шерри Левин.
 


Автор: Екатерина Деркач