28 апреля 2019
Модернизм в борьбе с реализмом
До конца XIX века история культуры воспринималась как непрерывный линейный процесс. Возрождение сменилось маньеризмом, из маньеризма родилось барокко, которому противостоял классицизм XVII века, ставший в XVIII веке просветительским классицизмом. Разочарование в идеалах Просвещения вызвало к жизни романтизм, который открыл в человеке необъятный внутренний мир. Реализм закономерно начал исследовать этот мир и выяснил, что внутренний мир человека зависим от мира внешнего… И тут внешний мир вдруг затрещал по швам – наступил XX век.
Появившееся на рубеже XIX-XX века множество терминологических «измов» указывает на бессилие науки определить состояние литературы и искусства. Иногда за термином стоит группа художников, иногда – несколько лет из жизни одного автора. Искусство, которое всегда сравнивали с зеркалом, словно разбилось на множество осколков – ни один не похож на другой по форме, но все похожи на некогда бывшее целым зеркало. Комплекс литературных направлений, течений, явлений стали условно называть «модернизмом», как что-то новое, для чего впоследствии придумают более подходящее слово. Но вот модернизм год за годом превратился в застывшую классику истории литературы, а слово осталось.
На лекции Арсения Дежурова будут затронуты следующие темы:
Как трехмерное пространство рухнуло в науке, живописи, музыке и литературе.
Как линейное время сменилось «значимостью». Джеймс Джойс против Бальзака.
Как фон и изображение на фоне слились воедино. Вирджиния Вулф против Чарльза Диккенса.
Почему искусство ромиана охладело к сюжету. Марсель Пруст в борьбе за реализм и против реализма.
В чем нелогичность реальности и здравомыслие абсурда. Франц Кафка против причинно-следственных иллюзий XIX века.
«Музыкальный» роман Томаса Манна – литературная теория, воплощенная в практике.