Бэнкси — его знает каждый и не знает никто. Он сделал граффити феноменом актуального искусства, а город — открытым музеем. Его юмор и ирония неизменно направлены на неустанное обличение мирового зла, критику войны и общества потребления. Бэнкси — это код радикальной свободы: им может стать каждый, достаточно вооружиться трафаретом и баллончиком с краской, а затем обработать этими нехитрыми инструментами нарывы и раны современного общества.

Граффити — это один из немногих инструментов, который у вас есть, когда нет почти ничего. И даже если вы не создадите рисунок, который победит мировую бедность, вы сможете заставить кого-то улыбнуться , пока он мочится…
© Бэнкси «Биться головой о кирпичную стену»

 

 

В истории Бэнкси все началось с Бристоля. Города труда, хип-хопа, трип-хопа, специфического рейва (Bristol sound) и стрит-арта. Индустриальный пейзаж окраин пестрил граффити, на фоне которых шатались фигуры праздных люмпенов, безработных пролетариев и депривированных эмигрантов. Атмосфера походила на быт героев времен Великой депрессии из романа Джона Стейнбека «Консервный ряд», а по ночам, — на картины Детройта из «Выживут только любовники» Джима Джармуша. В этом контркультурном городе всегда были сильны леворадикальные настроения.

 

 

Впервые я увидела работы Бэнкси в Бристоле в 2001 году. В то время, в другой части Великого королевства, в чертогах Оксфорда под готическими крестчатыми увесистыми сводами выхолощенных и великолепных средневековых построек снимали Гарри Поттера. Меня сразу поразил контраст между остроумными и злободневными граффити Бэнкси и рафинированностью буржуазного масспродукта, окутывающего сознание одномерного человека общества потребления. Именно тогда Бэнкси начинал свой крестовый поход супротив общественного сна разума, рождающего чудовищ идеологического и политического равнодушия к царящей в мире несправедливости.

 

 

«Хватай деньги и беги» (Take the money and run) — одна из ранних работ, начала 90-х., Бэнкси в Бристоле. Также, кстати, называется и первый фильм Вуди Аленна 1969 года, принесший известность режиссеру.

 

 

«Мрачный Жнец» (The Grim Reaper) начала 2000х. появился на борту бристольского плавучего клуба «Текла», как раз над ватерлинией. А вообще Мрачный Жнец — юмористическое фэнтези известного английского писателя Терри Пратчетта, написано в 1991 году.

Бэнкси нелегально проник на территорию сектора Газа по подземному тоннелю и нарисовал на территории Палестины несколько граффити. Одно из них — рисунок гигантского котика, как бы играющего с мотком колючей проволоки.

 

 

Граффити изображает дозорную башню на стене, окружающей сектор Газа, превращающуюся в карусель. Бэнкси:

«Газу часто называют «самой большой тюрьмой под открытым небом». Но это кажется несправедливым по отношению к тюрьмам: в них не отключают каждый день воду и электричество»

 

 

Хозяин предлагает съесть собаке ее же собственную лапу, отрезанную пилой: намек на принцип функционирования власти.

 

На фоне палаточного городка беженцев Бэнкси изображает икону современного капиталистического западного мира — Стива Джобса, умыкающего увесистый мешок с чем-то ценным.

 

Плот беженцев терпит крушения: смерть на фоне безразлично удаляющегося фешенебельного круизного лайнера.

Сегодня граффити Бэнкси можно найти в различных частях света: на улицах, крышах, стенах, кораблях, музеях, на странице альбомов и т.п. Из хулигана и вандала мифический и легендарный художник превратился в дорогостоящего кумира, завораживающую загадку и злободневного критика, социального художника-активиста (философа с баллончиком в руке), вскрывающего желания и намерения капиталистического общества, где власть валют стала новым игом, частная собственность — источником подавления, а камеры слежения — вездесущим оком тоталитарного надзора. Граффити Бэнкси — это искусство действия. Его зритель — житель города, а с приходом и развитием Сети, — любой житель Земного шара: из субкультурного явления Бэнкси стал всемирным фактом.

Начинал Бэнкси с рисования аэрозолью никнеймов и различных персонажей. Заниматься стрит-артом было опасно: привлекали за вандализм и порчу имущества, рисовать детальные картины от руки — долго — так Бэнкси решил перейти на трафареты, работа с которыми ускоряла процесс создания граффити. Набив руку в Бристоле, Бэнкси переключился в начале миллениума на сердце постколониальной, но очень амбициозной Империи — Лондон. Именно лондонские граффити принесли ему скандальную известность. А широкая слава пришла к нему в Лос-Анджелесе в 2006 году, когда Анджелина Джоли купила несколько его работ.

Художественный прием Бэнкси: найти на улице города нужное место и создать неожиданный визуальный парадокс, цепляющий зрителя, попадающий в острую тему. Чаще всего он использует прием остранения (свежего взгляда на поверхность с которой планирует работать, такой прием похож на технику Дали, которую он сам окрестил как «параноидальное зрение». Еще Бэнкси любит прием совмещения несовместимого (например, сочетания смайла и смерти с косой, девочки, обыскивающей военного и т.п.). Однако самое важное для художника — обнаружить и обличить несправедливость.

Облупившаяся штукатурка превращается в стремительный полет крысы на пробке открытого шампанского.

Поднявшиеся по стене растения превращаются в картину с мальчиком-граффитистом, исторгающим милые цветы.

Кривоватая надпись «Нет будущего» становится печальным лозунгом в сочетании с шариком грустной девочки, сидящей на асфальте. Бэнкси говорит: «Главное в граффити — выбор места».

 

В граффити Бэнкси постоянно присутствует рефлексия по поводу власти и связанного с ней подавления. Города и улицы, принадлежащие полиции и чиновникам. Ненасытно продающее и покупающее общество потребления. Война, всегда выгодная правящим элитам и обороту капитала. Всё это становится темами Бэнкси — скрытой болью, которую он выносит на улицы Бристоля, Лондона, Парижа, Нью-Йорка и других городов. Работы Бэнкси полны энергией борьбы и социального протеста. Зачастую манифестация протеста — это цель граффити, а также способ партизанской войны.

Стрит-арт — форма художественного выражения доступная каждому. Любой может стать художником (не обязательно получать специальное образование), любой может стать зрителем (не нужно платить за вход на выставку).

 

Излюбленный персонаж Бэнкси, кочующий из города в город, — это крыса. Крыса — мощный символ. С одной стороны, ассоциируется с бедностью, трущобами, помойками, низом, с другой, — с абсолютной и неподавляемой выживаемостью. Крыса — бессменный спутник человека, переносчик чумы и одно из немногих существ, чьи права лицемерно позабыты сердобольными защитниками животных.

Незаметный и вездесущий житель мегаполиса, эдакий чужак, радикальный Другой, становится в граффити Бэнкси знаком протеста и чёрной меткой, вызовом и эмблемой, привлекающей внимание. Крыса превращается в художника и анархиста. Крыса — это образ граффитиста, несущего подрыв буржуазным представлениям о морали, законе и красоте. Крыса — это нарушитель спокойствия больших городов, окутанных морфием безучастного безразличия к миру войн и потребления, пропаганды и насилия, творящихся как вдалеке, так и вблизи. Бэнкси — борец за права крыс, его граффити указывают на идеологические пороки и бреши дисциплинарного общества.

«Существует четыре базовые потребности человека: еда, сон, секс и месть».
© Бэнкси

 


must see:
фильм «Выход через сувенирную лавку», режиссер Бэнкси.

must read:
Banksy «Banging Your Head Against a Brick Wall».
Banksy «Wall and Piece».
«BANKSY. Уровень угрозы допустимый. Если нет вы скоро об этом узнаете».