Наше интервью началось со слов: «Моя жизненная и творческая позиция очень обширна. Не хочу ограничиваться и быть, например, только художником».

Итак, знакомьтесь: Илья Бодров - художник, граффити-художник, стрит-артист, декоратор, дизайнер, дизайнер интерьера и просто веселый человек. Известен многими проектами, среди которых забавные зайцы, заселившие стены уже нескольких стран.

 

 

Artifex: В какой момент жизни ты решил, что отдашься творчеству с головой?

Да на самом деле, мама всегда мечтала о дочке. В детстве часто меня отдавала на бальные танцы, в художку. Мой родной отец рисовал, и она мечтала, чтобы я тоже имел отношение к искусству.

В то время я еще учился в детском саду. Потом шла целая череда: много художек, архитектурный, всегда и постоянно. А то, что касается граффити и стрит-арта - это одна из моих любимых историй.

Всё началось с подъездов. Тогда только появлялись гриндерсы, скины и рэперы. Я чуть ли не под лупой любил рассматривать картинки на сборниках кассет. Чем больше были разрисованы развороты, тем кассета считалась круче. Про гриндерсов я не зря заикнулся, потому что мои друзья-панки, скины просили нарисовать бульдога в подъезде. Помню свою куртку с большим карманом, в котором лежали самые дешевые маркеры из союз-печати: черный, зеленый, красный, зеленый.

Получается, я занимался граффити, но не знал, что это оно. У меня не было баллончика, но как-то раз даже маслом разрисовывал стену. А потом, чтобы нравиться девочкам, я пошел в брейк-данс. Кстати, немногие могут признать, что почти все телодвижения мужчины делают для привлечения внимания кисулечек (смеется). И вот как раз там мне и рассказали, что такое граффити и с чем его едят. Затем все по стандарту, как все рассказывают: вышел клип Da Boogie Crew (хип-хоп объединение, изменившее русский рэп 90-х.) Там мы уже, конечно, узнали, что такое граффити. Вы хотели пати – на те…Мы пошли рисовать баллончиками и тогда я узнал, что такое граффити. Это было больше 24-х лет назад. Я был в шестом классе.

Artifex: В каких жанрах рисовал твой папа?

Что-то из классики, скорее всего живопись. Они с мамой очень быстро развелись, и я видел всего две картины своего отца. Но у меня был ныне покойный, не так давно ушедший отчим, с которым мама сошлась. Это Александр Яковлевич Стребков – художник и председатель Союза художников. Это был человек в возрасте, который открыл мне мир совершенно с другой стороны. В отличие от остальных, он не критиковал мое творчество, и показывал, как можно сублимировать современное искусство и классическое. Очень многому я у него научился как художник и как человек.

Он тоже работал в технике пейзажа. Я к этому жанру резко негативно отношусь. Сам являюсь членом союза художников уже не первый год. Меня не берут на их выставки. У меня большие яркие динамичные экспрессивные картины, в отличие от тех состоявшихся стариков-художников, которые веками пишут свои серые пейзажи.

Они не хотят развития в этом жанре. И их можно понять – это их хлеб. Есть огромное уважение к ним, но нужно идти в ногу со временем, развиваться, исследовать новые материалы, страны, форматы, а не рисовать только эту природу. Мой отчим тоже рисовал в этом стиле, но мы друг друга начали дополнять, изучать. Я внес свои коррективы в его творчество, а он в мои. Я приехал к нему как-то на дачу и увидел, что он использует мои баллончики, которые я ему дарил. Он начал расспрашивать – как ими правильно рисовать. Во всех его последних работах везде присутствует баллон. И это хорошо! Не важно – какую живопись он рисовал, важно знать основы.

 

Artifex: Механизм воплощения идеи из картинки в голове в жизнь.

Не знаю, как работают все остальные художники, но я очень долго вынашиваю идею в голове. Хоть мне и говорили, что нельзя об этом упоминать, но я могу нарисовать картину даже за один вечер. Но перед этим следует четкая последовательность действий: нанесение трафаретов, размазывание краски, подложки, смазывание, грязь. То есть, когда уже в голове простроил весь алгоритм действий, дело идет быстро.

Важно понимать – какая у тебя идея сидит в голове. Сейчас меня почему-то привлекает буддизм, хотя как к религии, я отношусь нейтрально.

До этого у меня было нечто другое. Не останавливаюсь в своей живописи на чем-то одном. Каждый год я меняю стилистику с ног на голову – абсолютно. Считаю, что это большая задержка даже не в развитии, а в искусстве. Нужно пробовать все! До этого я довольно критично относился к изображениям людей, а сейчас вот смотрю – девочка висит красивая. Даже сам бы попробовал нарисовать.

Интересно попробовать и то, и здесь. А когда ты выбираешь один стиль- ты ограничиваешь себя.И со временем начинаешь работать рутинно, заставляя самого себя.

Artifex: В какой-то момент ты начал писать изображение Будды. Что тебя сподвигло?

Ты так красиво задаешь вопрос и я так красиво должен на него ответить. Но не могу! (смеется). Все очень просто на самом деле. Я съездил впервые в Тайланд зимовать. Первый раз оказался в Азии.

Все началось даже не с Будды, а с природы. Мы там пробыли около трех месяцев. И я увидел природу, для меня это шок. Прочувствовал атмосферу Бангкока, его спокойствие и умиротворенность. И ничего другого уже рисовать не хотелось.

Не могу раскрывать всех секретов. Но меня пригласили в «Black Star Gallery». Работал на них достаточно давно. Мы знакомы с Тимуром, с Пашу. Я делаю для них очень некоторые проекты.

Когда-то Тимур захотел создать галерею, потому что его привлекает современное искусство. Но его взгляд очень не интересный - смотрит только на бабки. Ему интересен Кафс, Кулпту, Алекс Монаполи. То есть банальные люди, которые уже сделали свое имя. Из них только Кафс – гений своего дела, а все остальные – бабская монетизированная тема.

Когда меня позвали туда, я понимал, что окунаясь в эту среду, понимал, что нужно рисовать то, что купят. А сейчас «серф, Бали, я Буддист» и все это - я попробовал сделать на эту тему картины. Но потом мы не сошлись характерами, я забрал все свои картины и ушел. Ничего больше про это не знаю. Сейчас сотрудничаю только с архитекторами «Black Star». У меня были недопонимания с подопечными Тимура.

 

 

Artifex: У тебя интересная история знакомства с Димсоном. Расскажи.

Не знаю, насколько она интересная, но слушайте. Мой очень хороший друг Илья Кейс давно говорил мне про ваш ресурс, про некоего Димсона, настаивал на нашем знакомстве. И на одной вечеринке мы пересеклись, пообщались, а потом уже встретились на Пангане. Он еще не вспомнил меня тогда.

Artifex: Когда ты в последний раз делал что-то в первый раз?

В воскресенье и в понедельник: впервые сходил на футбол и на КВН. И там, и там был крайне впечатлен. Для меня это странно: я дикий фанат КВН, никогда его не пропускаю. Это мой маленький секретик. Разбираюсь во всех его командах, смотрю миллион лет. И мне не важно, что происходит в мире, когда по ТВ идет КВН. Потому что на отечественном телевидении есть лишь две программы, созданные русскими: «КВН» и «Что? Где? Когда?». Все остальное придумали не мы. Не то, чтобы я дикий патриот, но, тем не менее, меня это очень радует.

Вообще, каждую неделю стараюсь делать что-то новое, люди, наверное, ради этого и живут.

Artifex: Какие тебе больше нравятся проекты: твои персональные или коллаборации?

Вертел я все эти коллаборации! Мы живем в России. Здесь, по моему сугубо личному мнению, ментальность такого, что каждый греет свою выдающуюся часть тела. Практически не реально сделать нормальную коллаборацию с кем-то. С «Блэкстаром» не коллаборирую, я с ними работаю. Коллаборация – это когда ты с кем-то придумываешь что-то интересное. На данный момент я следую правилу: «Хочешь сделать лучше – сделай сам».

Я рисую граффити много-много лет. С бомберами мне общаться гораздо проще. Я и сам люблю выпить, повеселиться. С ними это веселее в разы. Они живые! И коллаборации с ними такие же.

А так: каждый гнет свою линию, хочет сделать по-своему, потому он так считает.

Самая крутая коллаборация – когда ко мне приехали в мастерскую, мы выпили и пошли рисовать. Это самое интересное. Наверное, тупая фраза алкоголика, но алкоголь раскрывает людей по-честному. Люди, которые не пьют, скорее что-то скрывают и боятся проболтаться (смеется). Живу под таким принципом, что, правда, на первом месте. Говорить правду – многого стоит.

Artifex: Твое отношение к современному искусству.

Сложный вопрос. Во мне мечется моя личная субъективность. Вообще, все искусство – современное или несовременное должно цеплять. И при этом быть простым. Знаю людей, которые готовы из г*вна сделать очень красивую конфетку. Это ложь, когда тебе описывают: «интерпретация взаимодействия семени моего отца, который в момент зачатия меня, читал Маяковского, прямолинейно проецировалось на мое сознание, и тогда я, увидев эту книгу, написал об этой идее» или прочую ерунду.

Именно из-за этого не могу сказать четко – нравится ли мне современное искусство. Оно какое-то слишком сложное. Точнее так, его усложняют описанием. Ведь наша жизнь и так достаточно сложна. Зачем ее усложнять еще больше?

Ты должен прийти в галерею и сразу понять – нравится тебе картина или не нравится.

Но современное искусство имеет место быть. Я за то, что все должно развиваться, двигаться, а не стоять на месте.

Artifex: Было ли у тебя такое, что ты просыпаешься, и хочется выкинуть свои работы?

Конечно, у меня такое каждый год происходит. Поэтому я и меняю стиль, ищу что-то новое, а старые работы стараюсь продать. Недавно поменял мастерскую: переехал с Белорусской на ВДНХ. И понял, что работ у меня очень много и ты не знаешь, что с ними делать. После смерти отчима осталось огромное количество работ. Куда их девать? Мама конечно хочет сделать выставку… Но ведь я тоже когда-то умру (не люблю говорить на эту тему). А картины должны жить сейчас! Стараюсь продавать картины, тем самым обновляя свой стиль. Выставляю на продажу работы за хорошие деньги. Не хочется дешевить. Но если она не продается через полгода, могу уже за бесценок отдать.

 

 

Artifex: Представь, что ты встретил себя через 5 лет. Что бы ты спросил у себя самого?

Я не знаю. Ничего не спросил по причине того, что у меня не кризис среднего возраста, а восход среднего возраста. Как мне стукнуло 30 лет, я понял, как оно должно быть. Как строить отношения с родителями, как готовить. Наверное, даже он бы у меня начал что-то спрашивать, а не я у него. Для меня важно ценить момент нахождения во времени и месте. Многие люди не ценят этого. В прошлое смотреть бессмысленно: было и было, что ты можешь изменить. А будущее тебе вообще неподвластно: из серии понастроил планов, а тебя машина сбила. Но важно как ты прожил момент до того как она тебя сбила. Немного как-то философски получилось (смеется).

Artifex: В какой технике планируешь сейчас работать?

Вообще, не люблю раскрывать свои идеи, в Истраграмме ничего стараюсь не выкладывать из своих работ. Потому что люди воруют идеи, мне то без разницы.

Когда я был на Пангане, мы поехали делать визу в Пенанг. Это место является их местным центром стрит-арта. А там ценник кусается. И вот я придумал себе, что можно брать уголь у кафешек и писать им. Так что техника угля для меня сейчас интересная. Нравится какая-то грязь, смесь угля и разных материалов, работа с текстурами. В творчестве сублимирую все это: рисую зайчиков, пошел днем – разрисовал поезд, вечером в мастерской – картину.

Artifex: Расскажи о знакомстве с Покрасом.

Я всегда видел в нем потенциал и пытался как-то поддержать. Он тогда только начинал.

Сейчас наблюдаю, что он вырос. По последним интервью вижу, что он говорит не только своими фразами, но и своим умом – то, как он считает. И уже даже я у него идеи немного черпаю, а не он у меня, как у старого граффитчика.

Одна из моих любимых историй с ним, это когда он переехал в Питер. Я спросил: «Ну и зачем ты туда переехал, ты чего, там же серо, дождь», а у меня мечта переехать в Барселону, писать, кайфовать. И он сказал такую фразу: «Ну, переедешь ты в Барселону, и что ты там будешь делать – плавать в море? Там слишком много соблазнов. А в Питере их нет: если дождь за окном льет, что мне делать - работать». И это правда. Не гениально, конечно, но крайне логично. Чтобы художнику работать, нежели купаться загорать. Поэтому я вижу, как он вырос. Очень крутой пресонаж сейчас. Но вопрос с подковыркой, потому что я не могу выделять людей из какой-то отдельной среды, дабы никого не обидеть.

Но кого могу выделить - ныне покойного Паша 183. Он делал все это дело на правде, его творчество было открытым, четным, понятным людям. Там был социальный подтекст, политический – это было сделано от чистого сердца, нежели от моды.

Ныне больше 70 процентов стрит-артистов врываются в игру просто потому что. Ими движут только деньги и слава.

Artifex: Что скажешь о стрит-арте?

Сам вопрос о стрит-арте не понятен сам лично для меня. По версии журнала «Objects book», я в какой-то момент являлся одним из стрит-артистов России. В то время было понимание такое, что стрит-арт – это создание некоего образа, его повторение и игра с городом.

Сейчас понятие гребаного стрит-арта - **й пойми что. Я сам уже не знаю – рисую стрит-арт или нет.

Какое-то время я перестал даже рисовать зайцев. Но возродить решил после одного случая: ко мне на тусе подошел молодой парень и спросил: «почему ты перестал рисовать зайцев? Они крутые». И я решил продолжить их рисовать.

Artifex: Развитие у данного образа будет?

Вообще у меня в планах съездить в Гуанчжоу, выпустить игрушки, работать с детьми. Поскольку у меня кличка Бодик – сделать «бодики от Бодика» с изображением зайцев.

Artifex: Итак, зайцы уже стали частью тебя. Как родился образ? Почему именно заяц?

Понятия не имею. Нарисовал как-то зайца, потом решил повторить. И понеслась. Сейчас уже стал вплетать их в разные ситуации: в игре, в джунглях, в городе идет. Нравится, что только ведь по-русски можно сказать: «Заяц на ушах стоит».

А в целом я считаю, что если ты подходишь к холсту, ты должен быть предельно честен, аккуратен и серьёзен. А зайцы – это граффити-приколюха.

Artifex: Чего нельзя допускать в работе художника?

Не люблю, как я называю, «галимый мерч» - бесполезную ерунду, на которую смотришь, и тошно становится.

Не люблю, когда тебя юзают и обманывают заказчики. Я просто знаю, как все есть на самом деле, как все устроено и сколько им за это платят. Когда заказ стоит 100 тыс, а они говорят – за 10. Меня, конечно, провести можно, но это нужно слишком постараться!

Не люблю, художников, которые ведут себя согласно стереотипу, что они должны быть бедными и голодными. Я не такой. Не хочу питаться «дошиками»! На заработанные деньги приобрел бы себе что-нибудь в квартиру. И не собираюсь брать работу, за которую заплатят копейки: повторюсь, я знаю, сколько на самом деле должен получить.

Artifex: Когда в следующий раз поедешь в Тайланд?

Пока не знаю. Слишком много планов и проблем. Скорее даже обстоятельств, на которые буду смотреть по мере их развития. А так, конечно, хотел бы поехать в Тай надолго и поработать серьезно. Не так, как в этот раз!

 

 

Artifex: Если бы тебе сказали сейчас выбрать – куда переехать жить. Что бы ты выбрал?

Как я говорил, про диалог с Покрасом… Я все равно выберу Барселону! То, что он сказал – гениально, разумно, правильно. Но я мечтаю уехать куда-нибудь под Барселону - в Каталонию, в какое-нибудь село, где есть один магазин и купить гараж не для машины, а чтобы писать картины.

Но я прагматик: не могу приехать и всё. Мне нужно, чтобы меня там уже знали. Может, мини-выставку нужно провести. Но из-за моей постоянной занятости у меня не получается это сделать.

Я занимаюсь коммерческим оформлением: рисую дизайны для кафе, ресторанов, офисов. Зарабатываю на этом деньги. На картинах невозможно это сделать. Это нереально – быть трушным художником, чтобы отказаться от коммерческих проектов. В моей ситуации я не могу быть финансово нестабильным. Сегодня продам картину за 100 тыс, а завтра буду сидеть без денег. Никто же не знает, что будет. Это и объясняет момент того, что я не женат.

За счет коммерческих работ могу более-менее уравновешивать «финансовые весы», чтобы оставаться на плаву. А люди подходят с фразами: «Илья, вы восхитительный человек, вы не привязаны ни к какой работе! Я тоже хочу заниматься тем, о чем мечтаю!» Или был случай, пишет мне знакомая: «расскажи о себе», я ответил, что художник. Она пишет, что влюбилась. Да что за стереотип? - всё это надуманные и придуманные стереотипы!

На самом деле, быть художником – это нереальный труд, огромная куча проблем, как финансовых, так и психологических, которые нужно решать, забот, негатива, наработка своей базы, а этого никто не видит и не хочет видеть!

Я сейчас понимаю, что дико дешевлю в определенных работах. Иногда соглашаюсь на заказы за 7-10 тыс, если люди прямо совсем не могут.

Сейчас огромная конкуренция в нашем деле – не сделаешь ты, сделает кто-то другой. Но всех коммерческих тайн я раскрывать не хочу – мне бабушка так сказала. (смеется)

Artifex: 5 вещей, которые тебя могут вдохновить.

Это женщина, отсутствие денег, путешествия (как бы банально ни звучало), алкоголь и… Хотел сказать друзья, но это будет вранье. Пускай, лучше будет еще раз женщина. Потому что когда живешь с ней, ее любишь, она дарит тебе свою энергию. На меня это лично очень влияет!

Artifex: Расскажи о своей персональной выставке, которая вот-вот должна состояться.

Моя первая персональная выставка-продажа под названием Prabhasvara “Ясный свет” откроется 30 ноября в 19:00 и продлится 3 дня в галерее “Промграфика” (по адресу: ул.Глинищевский переулок 5/7 – прим. ред.) Она посвящена природе и религии Пангана, которые отображены в моих работах. Также желающие смогут купить понравившиеся работы!

Первый день будет коммерческим – это закрытое открытие для галеристов, а 1 и 2 декабря - для всех желающих увидеть мое искусство. Этих дней должно вполне хватить.

Artifex: Спасибо за интервью!