«Я не думаю, что искусство должно что-то пропагандировать; его предназначение – освобождать душу, будить воображение, вдохновлять человека на большее. Не манипулировать человечеством, а раскрывать его лучшие качества.», - так говорил о главной цели своего творчества этот ведущий представитель «второй волны поп-арта».
Живые краски, смелые чёткие линии и недвусмысленные послания человечеству наравне с абсурдностью действа – в этом заключён гений Кита Харинга (Keith Haring, 1958-1990), одного из лучших художников, графистов и скульпторов 80-х годов прошлого века. Свои работы он причислял к течению под названием «свободная фигуративность», а его кумирами стали Дюбюффе, Алешинский, Марк Тоби, Джексон Поллок, Энди Уорхол, которых знает вся творческая братия. Также на творчестве Кита сказалась дружба и сотрудничество с рядом известных личностей: Жаном-Мишелем Баския, Берроузом, Грейс Джонс, Тимоти Лири, Йоко Оно и Мадонной.
Родился Кит в 1958 году в американском городе Рединг. Возможно, такой неоспоримый талант передался мальчику от отца, который был мультипликатором-любителем. На стиль Кита повлияло его детское увлечение комиксами, популяризировавшейся тогда рекламой и мультфильмами. Он даже мечтал работать, когда вырастет, в компании Уолта Диснея.
С возрастом интерес к искусству только усиливался, и юный Кит решил получить профессиональное образование. В 1976 году он поступил на дизайнерское отделение в художественной школе города Питтсбург, но проучился там только два семестра, так как понял, что практичная сфера деятельности - это не для него, и бросил учёбу. В 1978 году Кит переехал жить в Нью-Йорк, где поступил в Школу визуальных искусств (School of Visual Arts), потому что хотел положить себя на алтарь «высокого», а не коммерческого искусства. Но в новом учебном заведении Кит славы не снискал, потому что профессора искренне не понимали пропитанные социально значимыми темами «примитивные» работы юноши. К этому времени за его плечами был немалый наркотический опыт, осознание собственной гомосексуальности, беременная брошенная невеста, пребывание в течении хиппи и маленькая самостоятельная выставка в Питтсбурге (состоявшая из абстракций и бесконечных геометрических фигур).
Нью-Йорк дал молодому художнику простор для творчества и много полезных знакомств с представителями поп-арта. Именно благодаря новым друзьям Кит нашёл своё место в искусстве и осознал, что наилучшим жанром для создания его революционных произведений как раз поп-арт и является.
Широкая известность пришла к художнику через стрит-арт. Он рисовал белым мелом на чёрных бумажках в нью-йоркском метро. Позже, когда его работы стали привлекать прохожих, он начал раздавать людям значки, благодаря которым причастные узнавали друг друга на улицах. Получилась некая социальная сеть из тех, кто полюбил творчество нового художника.
В 1979 году, незадолго до выпуска из Школы искусств, Кит создал очень интересную инсталляцию – «Загоняя себя в угол» (Painting Myself Into a Corner), которая в буквальном смысле демонстрировала своё название. Процесс воплощения идеи был снят на видео: художник расписывал пол помещения, загоняя себя при этом в угол.
По этому поводу Кит писал в личном дневнике:
«Я всё чаще думаю о движении. Важность движения усиливается, когда картина становится перфомансом. Перфоманс (создание живописи) становится так же важен, как и результат»
В 1980-м году Кит вновь начал заниматься живописью. Он самостоятельно организовывает выставку в Club 57, которую полностью документирует фотограф Ценг Квонг Чи. В этот период возникают все самые знаменитые образы художника и его фирменный символ «Сияющее дитя» (The Radiant Baby). Также был полностью сформирован стиль автора, главными темами которого стали любовь и единство.
Помимо граффити-работ Кит придумывал провокационные коллажи. Он создавал собственные «послания», вырезая заголовки газет New York Post, которые размножал и расклеивал по городу.
В 1982 году Кит представил на суд публики свою первую персональную выставку. Экспозиция была открыта в галерее Тони Шафрази Tony Shafrazi’s Soho space и произвела настоящий фурор среди видных представителей поп-арта. Потрясало разнообразие работ, наличие малых скульптур и само пространство. Оно было оформлено художником в подобие куба, исписанного граффити. После этого Харинг стал всемирно известен, и начались его «гастроли» по крупнейшим городам: Токио, Лондон, Париж, Амстердам, Милан, Мюнхен и другим.
В 1984 году теперь уже звезда современного искусства посетил Австралию, где украшал стены зданий красивейшими фресками. Позже, по заказу Национальной галереи Виктории и Австралийского центра современного искусства, Харинг создал фреску, которая заменяла собой водную завесу в Галерее. Работал художник и в Миннеаполисе, и на Манхэттене, но про друзей не забывал. По его проекту была создана куртка, в которой Мадонна исполняла на телепроекте Solid Gold свою песню Like a Virgin.
Кроме своих небезызвестных полотен Харинг открыл в нью-йоркском районе Сохо лавку Pop Shop, в которой продавались репродукции его работ и различные сувениры с нанесёнными на них картинками художника. Магазин работал вплоть до 2005 года, да и до сегодняшнего дня торгует продукцией в виде интернет-магазина. Открытием Pop Shop он сделал свои работы доступными и убрал границу между массовой культурой и собственным искусством.
С середины 80-х годов в работах Кита ощущалась всё большая социальная направленность. Художник был открытым геем и ему поставили диагноз СПИД. Именно по этой причине в его работах появляется агитация против замалчивания проблем людей, больных СПИДом. Для благородной цели он изображал на своих полотнах ВИЧ-инфекцию в образе сперматозоида с рожками, как у чёрта.
В 1986 году Харинг написал свою самую личную и одну из наиболее известных работ – Crack Is Wack, которую посвятил своему другу, знаменитому художнику-примитивисту Жану-Мишелю Баския, скончавшемуся от отравления наркотиками в 1984 году. Работа выполнена на стене заброшенной площадки для гандбола в Гарлем Ривер Драйв (Нью-Йорк). По завершению работы Киту пришлось выплатить небольшой штраф (25 долларов) за вандализм, однако в ходе разбирательства судья признал его добрые намерения.
Этот год принёс художнику немало славы, потому что он нарисовал граффити на Берлинской стене. На создание произведения Кит потратил шесть часов, поэтому сам процесс привлёк внимание прохожих, СМИ и полицейских. Это граффити было написано жёлтой, чёрной и красной красками (в цвет немецкого флага) и, как признался автор, символизировало объединение ФРГ и ГДР.
В 1987 году в Берлине Кит создал скульптуру «Боксёры» (Boxers), которая до наших дней стоит на Потсдамской площади.
Харинг стал создателем логотипа для нью-йоркской организации Heritage of Pride, которая занималась проведением мероприятий, посвящённых памяти Стоунволлских бунтов 1969 года.
В работе «Молчание=Смерть» (Silence=Death) Кит продемонстрировал угнетение и забвение жертв СПИДа в 80-е годы. На фоне розового треугольника, эмблемы гомосексуалов, он изобразил множество безликих фигурок людей, которые закрывают уши, глаза или рты.
В 1989 году Кит организовал фонд Keith Haring Foundation, который сотрудничал с организациями по информированию населения об этой болезни. В последние годы жизни художник занимался только созданием работ, где основным подтекстом было привлечение внимания к серьёзности СПИДа.
В том же году он создал провокационную работу «Однажды» (Once Upon A Time) в мужском туалете здания в Нью-Йорке по приглашению Центра геев и лесбиянок. И сразу после этого Кит написал свой последний настенный рисунок «Весь мир» (Tuttomondo), который находится на стене здания монастырской церкви Св.Антония в итальянском городе Пиза. На это ушла целая неделя, что было большим сроком для умирающего художника, но работа только придала ему сил.
Всемирно известный Кит Харинг, яркий общественный деятель и анархист в мире искусства, умер от осложнений СПИДа совсем молодым, в 31 год, 16 февраля 1990 года. Но он оставил после себя ряд верных последователей и множество замечательных полотен, которые всё ещё остаются актуальными.
О своём наследии Харинг сказал следующее:
«Мой вклад в жизнь мира – моё умение рисовать. Я буду рисовать, сколько могу, для стольких людей, для скольких могу, так долго, как смогу»