Спокойная, рассудительная и скромная девушка с хорошим вкусом и чувством юмора – такой мне показалась Лида aka Lida Litle. Она делает стильные черно-белые татуировки и иллюстрации к чему угодно – себя ощущает больше художником, чем просто тату-мастером.

Мы встретились, выпили вина и поговорили: о татуировках на лице и ягодицах, о проблеме отцов и детей в контексте тату, о конкуренции, сколопендрах и котиках.

 

Artifex: Расскажи, как ты начала рисовать?

Когда я еще училась в школе, знакомая подарила мне тетрадку и черную гелевую ручку. Тетрадка в клеточку была, такая здоровая, она до сих пор у меня где-то лежит. В общем, я стала все время таскать ее с собой, придумывать и рисовать каких-то персонажей. Мне всегда нравился сам процесс. Не было цели нарисовать и что-то потом с этим сделать. Просто такая успокаивающая медитативная штука.

А по учебе все вообще катилось в другую сторону. Родители прочили мне экономическое будущее, поэтому я «плешку» закончила (Российский экономический университет им. Плеханова – прим. ред.), хотя уже тогда было ясно, что это не мое.

Artifex: А чего тебе самой хотелось?

Да не было какого-то конкретного желания. Я думала, что хочу в рекламу, дизайн или что-то подобное. Но когда нужно выбрать направление учебы, а в это время для тебя главное – потусоваться, то идешь туда, куда хотят родители. Мне кажется, это нормально. Сложно выбрать сразу, когда у тебя в жизни такая неопределённость.

У меня всегда была творческая компания – художники, музыканты… Году в 2009 мне сказали: «Пойдем рисовать граффити!». Сходила пару раз за компанию, увлеклась и стала постоянно этим заниматься, года 3-4 прям активно. Зимой в -20 отмораживала руки, потому что в перчатках баллончик выскальзывал. Иногда одна куда-то ездила, в других городах покупала краску, находила места. Все очень нравилось, но в какой-то момент это сошло на нет. И краска дорогая, и порисовал – на следующий день все закрасили. В общем, не так прикольно.

 

После института я долго работала фоторедактором в разных женских журналах. Тогда меня часто начали просить нарисовать эскизы для татуировок, потому что мои наброски подходили по стилистике. Друзья подначивали, уговаривали меня попробовать самой. Кончилось тем, что мне просто подарили тату-машинку на день рождения. Она у меня пролежала месяц, я на нее смотрела, смотрела, а потом просто уволилась с работы, докупила все, что мне было нужно, и стала учиться дома на друзьях.

Artifex: Сразу по своим эскизам рисовала?

Я стараюсь всегда рисовать по своим, черно-белую графику. Если и делаю по чужим, то это чисто коммерческая вещь.

Artifex: Страшно было в первый раз делать тату на чужом теле?

Было очень страшно, я боялась больше, чем мой подопытный друг. У меня тряслись руки от осознания того, что это на всю жизнь, и что-то может пойти не так. Но все ребята, которые приходили ко мне по началу, знали, на что идут. Все по-разному относятся к этому. Мне, допустим, все равно, если кто-то на мне накосячил. Но, с точки зрения мастера, к этому, конечно, нельзя так относиться, нужно делать максимально хорошо.

Artifex: Правда, что это две разные вещи – рисовать на бумаге и делать тот же рисунок татуировкой?

Конечно! Это было как заново переучиваться рисовать – держать не ручку в руке, а какую-то вибрирующую штуку, куча нюансов – особенности места, где делаешь, кожи и тому подобное. Это не то, что удобно сесть за стол и вырисовывать.

Artifex: Обязательно ли уметь хорошо рисовать, чтобы заниматься татуировками?

Мне кажется, нет. Раньше ты мог вообще не уметь рисовать и работать татуировщиком в салоне, если просто мог перерисовать изображение. Если знаешь технику, то сделаешь все, что принесут клиенты, повторишь любой эскиз. Другое дело, что сейчас очень много мастеров, которые рисуют эскизы сами, и люди приходят к ним за их картинкой, индивидуальным стилем.

Artifex: У тебя бывало такое, что заказчик оставался недоволен тем, что ты сделала?

Пока никто не побил, ха-ха. Конечно было несколько татуировок, особенно по началу, за которые мучительно стыдно. Но со временем и опытом такое, к счастью, случается все реже. Как мастер часто видишь какие-то косяки, которые не всегда заметит человек со стороны. Но люди ко мне возвращаются, значит не все так плохо. ☺

Artifex: Ты делала сама себе татуировки?

Раза 3-4, одни из первых. Краску на себе пробовала, потом новую машинку, и хэндпоук тоже на себе пробовала, чтобы других не калечить.

Artifex: Какую самую странную татуировку тебя просили сделать?

Недавно делала портрет дяди Вернона из «Гарри Поттера» на заднице. Это, по крайней мере, было очень весело.

 

 

А вообще, оказывается, у людей очень мало фантазии. Немногие могут придумать что-то оригинальное. Обычно говорят: «Я хочу надпись, птичку горы, горы, горы…».

Artifex: Как сейчас меняется мода на татуировки?

Раньше я помню периоды оленей, треугольников – то, что стало хипстерской атрибутикой. Потом пошли мандалы, цветы, пионы сейчас в большом количестве. Ну и животные, конечно, всегда в почете!

Недавно я нарисовала котика манэки-нэко, и он всем так понравился! Пришлось потом несколько раз его видоизменять, чтобы не бить одинаковых.

Artifex: А что тебе самой больше всего нравится бить?

То, что я рисую просто так – когда делаю какую-то картинку и не задумываюсь, что она может стать татуировкой. Я люблю рисовать вещи немного абстрактные – бывают люди, которым это нравится, но обычно такое не просят.

Artifex: Как люди находят твои эскизы?

Недавно я завела профиль в Instagram для этого, а чаще всего это работает как сарафанное радио. Коллега увидела, спросила, а потом ее знакомая, и так далее… Обычно, когда ты хочешь набить татуировку, спрашиваешь у знакомых, они тебе советуют. А просто найти себе мастера в интернете сейчас сложно, там столько всего.

Artifex: Как ты чувствуешь, изменилось ли сейчас в обществе отношение к татуировкам?

В Москве – да. Раньше, если я ехала летом в метро, и у меня было видно татуировки, я чувствовала, как меня разглядывает весь вагон. Ко мне постоянно подходили мужики какие-то, спрашивали. А в последние года три-четыре – лето, все разделись, такие расписные, и никто особо не смотрит. Но если куда-то выезжаешь, более периферийно, чувствуется разница.

Artifex: Как ты считаешь, почему так происходит?

У нас довольно закоренелое представление о татуировках как о зековской теме. Моя мама, например, это вообще не переносит, считает, что я себе испортила жизнь, очень расстраивается. Каждый раз чуть не плачет, когда видит на мне новую татуху. Я до сих пор прячу что-то от нее, потом она случайно находит – у нас игра такая. Даже летом стараюсь приходить к ней в закрытых вещах, чтобы не травмировать лишний раз.

Artifex: Можно ли это как-то поменять в сознании людей?

Это не надо менять. У нас растет новое поколение, старое отмирает, как бы это ни звучало. Это так и работает. В Европе такого нет – даже 5, 10 лет назад на тебя бы никто не обратил внимания, хоть ты весь в картинках. А у нас, у старшего поколения это считается чем-то плохим. «Ты же будущая мать», «это на всю жизнь», «а что ты будешь делать в старости?».

Я в поликлинику пришла, мне говорят: «тебе же еще рожать!». Ну, там уже невозможно это искоренить. Есть такое отношение, что это неправильно. Но это же не для них. Твое тело, твоя жизнь. Вряд ли я, например, пойду в банк работать, и меня не примут, потому что у меня татуировка – ну это же бред.

Artifex: Чувствуется конкуренция в твоей профессии?

Естественно. Сейчас очень много людей стали этим заниматься. Особенно в Москве – тут вообще самое большое скопление всех движух.

Artifex: Ты планируешь полностью посвятить себя татуировкам?

Я не хочу загонять себя в рамки. Надеюсь, что еще пойду подучусь дизайну. Иногда рисовать иллюстрации мне даже интереснее. Когда у меня есть заказ на какие-то картинки, я отодвигаю татухи и делаю картинки.

 

Татуировка – это очень классная прикладная вещь для рисунков. Я стараюсь рисовать что-то для себя, стала принты печатать (шелкография, постеры) – думала, это что-то ненужное, а у меня в первый раз разобрали их буквально за 20 минут.

Мне все это интересно. Это круто – рисовать, делать качественно, расти, пробовать что-то новое.

Artifex: Ты воспринимаешь татуировку как искусство или просто украшение для тела?

Скорее, второе. Я не воспринимаю это как супер искусство, хотя… Есть мастера, которые творят безумные вещи, это можно назвать искусством. Наверное я сама стала к этому довольно просто относиться. Не придумываю смысл. Мне нравится картинка – и все. Это украшение, эстетика, образ жизни.

Artifex: А как относишься к татуировкам на лице?

Иногда выглядит прикольно. Но я бы никогда этого не сделала. Смотрю на чуваков – если бы я была их мамой, я бы их наказала, заперла бы дома. Чаще всего это делают ребята подросткового возраста, и я не понимаю, это у меня включаются уже старперские движухи? ☺ Ну, правда, и куда ты потом? Вот тут я согласна насчет того, что тебе всю жизнь с этим ходить.

В 18 он такой anti-social, а когда ему будет 40 лет, это будет клеймом на всю жизнь. В таком обществе он сам себя поставил в угол. В банк с таким точно не возьмут. ☺

Artifex: У тебя есть татуировки, о которых ты жалеешь?

Надпись на латыни на моей спине – самая большая печаль. Не хочу говорить об этом.

Artifex: Что дает тебе идеи и вдохновение для эскизов и татуировок?

Иногда какие-то ситуации или шутки. Недавно общались со знакомой, и оказалось, что у нее дома живет енот. Я так обалдела. И мы сидели, шутили, что енот – он же полоскун, значит, у нее там дома трусики стирает, он же должен какую-то пользу приносить (смеётся). Шутили-шутили, а я в итоге нарисовала енота, стирающего трусики.

Artifex: Кто-нибудь набил его?

Нет еще. Но я надеюсь. Классный енот.

Artifex: А ещё какие истории есть?

Например, когда я была в Крыму, меня пыталась укусить сколопендра, мы с ней там боролись. Я приехала и нарисовала сколопендру. И много таких моментов, идеи из воздуха берутся.

Artifex: Чем занимаешься, когда не бьешь татуировки?

Пью (смеется и делает глоток вина). Ну, хожу на выставки, много смотрю кино, грустное и занудное. Не люблю боевики и тупые любовные комедии, хотя они идеально заходят с похмелья. ☺

Artifex: А музыка?

Музыку я всегда слушала тяжелую в основном. Хардкор, панк-рок, что-то в этом духе. Хотя сейчас много чего разного, даже техно мелькает иногда.

Artifex: Что заставляет тебя улыбаться, когда грустно?

Вообще, я самый грустный человек. У меня вот сейчас зуб мудрости режется, и каждая улыбка причиняет мне боль! А так… винишко. ☺