Настоящий художник – художник во всем, Художник с большой буквы, художник в широком смысле! Алексей Платунов - тот, кому совершенно без разницы, на чем и с помощью каких материалов воплощать свои творческие замыслы: будь то бумага и маркеры, холст или стена сарая и краски, тарелка с едой и соусы, фотографии и люди в декорациях ручной работы, тело и игла, наполненная чернилами…
Арт – он и в России арт. Тонко исследуя любое искусство через непривычные органы чувств – вдыхая рисунок, пробуя на вкус музыку, – Алексей очень необычно оценивает чужое творчество и открывает для себя новые палитры вдохновения. Наиболее известен он, конечно, как тату-мастер.
Сегодня мало кого можно удивить татуировкой, не правда ли? Смотря какой, - подмигну я искушенным глазом. Представление о том, что рисунки на коже – удел аборигенов или асоциальных и опасных элементов с зоны, исчезает из общественной морали пропорционально распространению татуировки и стиранию с нее клейма неформальной субкультурности.
А вот с художественностью и оригинальностью немного сложнее. Не каждый знает, признаёт и пользуется тем, что мастерство татуировки шагнуло далеко вперед от простого, пусть даже и очень качественного копирования изображений с фото или из каталога. Теперь за это дело взялись Художники, люди с художественным видением и образованием, люди, умеющие рисовать.
Для них татуировка – это не «переводилка» чужой готовой картинки, но, в первую очередь, творчество, живопись, самовыражение, а клиент – живой холст. Именно благодаря этому сегодня татуировку в полной мере можно признать одной из разновидностей изобразительного искусства.
В ней уже выделилось огромное множество стилевых и жанровых направлений, произошло разделение на старую и новую школу и другие течения. Но даже в таком, казалось бы, и без того «вызывающем» общественном явлении, как татуировка, появились свои нарушители спокойствия, попиратели традиций, смело или пренебрежительно обращающиеся с классикой, иронизирующие над обывательским типизированным пониманием красоты.
Я говорю об одном из самых неоднозначных «направлений» – арт-брют. Кавычки употреблены неслучайно. Как таковых четких стилевых признаков у него нет, это новаторское явление. В его основе – экспериментальный подход, борьба с мейнстримом и специфический способ создания, отличный от привычной «эскизной» татуировки.
К арт-брюту принадлежат тату-художники, которым, как и основателю стиля французу Яну Блэку, опостылел художественный традиционализм, однообразные мотивы и формы их воплощения, они стремятся в каждой работе не выполнить заказ клиента, а сделать что-то уникальное, выделяющееся и отражающее их внутреннего творца.
Используя в творчестве элементы различных стилей (от реализма и графики до кубизма, аппликации и абстракции), но не проповедуя в чистом виде ни один из них, вольно играясь с ними, эти художники идут по стопам всех авангардистов в искусстве, противопоставляющих себя традиции.
Неудивительно, что и название стиля пришло из области современного искусства, где оно было введено Жаном Дюбюффе (тоже французом) и обозначало «чистое» и «необработанное» творчество примитивистов, душевнобольных и детей. И действительно, в арт-брют-татуировке также можно выделить схожее основополагающее составляющее – «подлинный творческий импульс» из глубин сознания, лишенный стереотипов. Это не все понимают, не все ценят, это, в некотором роде, искусство для избранных, снобское эстетство, которое при этом не лишено изящности.
Для нашей страны такое явление очень редко. Причинами тому и некоторая закостенелость взглядов, и тотальная гегемония классических стилей – реализма и олдскула, и отсутствие должного мастерства у креативных художников, а у талантливых - смелости.
Алексей Платунов – тот бесстрашный талант, который, сохраняя верность индивидуальному стилю, уверенно гнет свою чернильную линию. Он один из немногих в России, кто относит себя к направлению art brut (или funny brut, как он еще называет свое творчество) в татуировке.
Его работы, на первый взгляд, напоминают милые яркие детские каракули или цветные кляксы, которые при детальном рассмотрении вырисовываются в продуманное и гармоничное изображение. Следуя общей концепции упомянутого тату-направления, Алексей никогда не рисует эскизы заранее, а лишь «фрихендом» (сразу на теле ручкой).
Как правило, клиент не знает точно, что увидит в итоге, он может лишь задать общую идею, главную тему или объект изображения. Он доверяется мастеру, ожидая уникальную творческую работу, которая будет сразу всем говорить о том, кто ее автор.
Собственно, именно за оригинальным арт-объектом и идут к конкретному художнику. Некоторые преодолевают тысячи километров, чтобы заполучить «картину» от Алексея Платунова в свою телесную галерею. Так же, как и другим татуировкам в стиле арт-брют, работам Платунова свойственны спонтанность, некоторый стёб над художественными традициями, нарочитый примитивизм и широта творческого размаха.
Но художник не был бы художником, если бы его творчество не носило индивидуальные черты. На мой взгляд, работы Алексея несколько более жизнерадостные, красочные и композиционно уравновешенные, чем татуировки родоначальников направления, так как он отталкивается больше от тела, от его линий и изгибов, а не от импульсивного желания самовыразиться с помощью красок и холста.
Как и в самом авторе, нет в его татуировках мрачности, пессимизма и чего-то пугающего. Какие бы «персонажи» и мотивы не использовались – они непременно очень привлекательные, милые и забавные: принцесски, феечки, птички, цветочки и другие растения, всевозможные животные, зайчики-котики и даже драконы!..
Любой преподаватель по рисунку скажет вам, что композиция – основа всего. Если элементы расположены верно и гармонично, уже неважно что они из себя представляют – черточки, геометрические фигуры, цветы или сложные детализированные объекты. Алексей выходит за рамки рисунка, учитывая в композиции не только то, что будет нарисовано на теле, но и само тело, органично вписывая его в общий контекст татуировки (или наоборот).
Очень важно сочетание насыщенности и воздуха в его работах, красочные пятна и чистое тело, перемежаясь, создают определенный ритм, который воспринимается как музыка. Не зря художник и сам говорит о своем творчестве:
«Я не делаю татуировки, я делаю "эмоции"»
В результате, несмотря на большие размеры, работы Алексея Платунова получаются очень легкими и воздушными. Художник крайне не любит ограничивать себя какой-то определенной областью, его «дырявые» тату в угоду красоте и гармонии могут «растекаться мысью по древу», то есть захватывать различные части тела.
Выступая в некотором смысле и как психолог, Платунов дает возможность своим клиентам раскрепоститься и выйти за рамки привычных «двух сигаретных пачек» и типичных татуировок, которым одобрительно кивают головой люди, далекие от необычного, авангардного искусства. К нему приходят люди разного пола и, что немаловажно, возраста, а также целыми семьями.
Мне посчастливилось носить на себе одну из работ Алексея. Оказывается, весьма забавно соучаствовать вместе с художником в его подтрунивании над обывательским стереотипным вкусом. Когда какой-нибудь гопник, морща нос, с явным сомнением в глазах спрашивает: «Э-э-э… А ты так и хотела?» (читай: хотела эти странные каракули?), и лишь горстка ярких и креативных личностей восторженно всматривается в мою татуировку – это, наверное, лучшая похвала Художнику за то, что он не заботится об общественном одобрении, а делает то, что велит ему его творческий нюх.