Все мы знаем расхожий стереотип об азиатах как безумных выдумщиках, настолько упорствующих в оттачивании техники, что это позволяет им достичь безупречного и поразительного мастерства. И тату-мастер из Кореи Бона Мун (Bona Moon) – самое что ни на есть этому подтверждение!

Сегодня встретить человека без татуировки гораздо сложнее, чем забитого. «Шах и мат, любители выделиться!» – саркастично скажет тут белокожий ханжа. В ответ на это Бона снисходительно улыбнется и продолжит шокировать общественность своими работами.

 

Действительно, в мире татуировки всё настолько, простите за каламбур, избито, что сказать новое слово становится всё сложнее. Впрочем, поскольку в современном искусстве по-прежнему наблюдается гегемония постмодернизма, где в основу кладется игра с формами, текстурами, восприятием зрителя, то и татуировщики начинают использовать имитацию в качестве основного художественного метода. Не столь важен сюжет, смысловая составляющая картинки, сколь ее форма.

Что может быть проще: взял масляные краски – и нафигачил мелкими мазками щетинистой кисти закат над морем; взял акварель и соответствующую бумагу – и сделал красивые градиентные разводы, меняющие свою насыщенность от одной лишь капли воды; взял карандаш – и набросал портрет ползущего по скамейке жука. А теперь представьте, что это надо сделать без всех пригодных и созданных специально для этого инструментов, у вас в руке только игла, яркие краски и покрывшаяся мурашками кожа клиента. И если акварель и скетчинг уже давно освоены и заняли свою нишу в тату-искусстве, то другие техники пока развиты мало.

Бона Мун – мастер двойной имитации. Масляной пастелью она создает эскизы для своих работ в духе детских рисунков восковыми карандашами: яркие цвета, не соответствующие реальности, нарочитая небрежность в проработке деталей, грубые формы, сумбурные и импульсивные кривенькие линии. И непременно затупившийся наконечник! Порой возникает ощущение, что ее работы – репродукции с великих полотен начинающих художников, которыми растроганные родители обычно завешивают холодильник. Если ты умеешь что-то делать, натурально сыграть неумение – так, чтоб все поверили – очень сложно: петь мимо нот, танцевать, как в первый раз, рисовать, как трехлетний ребенок…

 

Впрочем, нельзя сказать, что творчество Боны исключительно примитивистское (я бы отнесла ее эскизы скорее к неоэкспрессионизму). Отказавшись от традиционной контурности в татуировке, в выбранной манере она создает и портреты, и сюжетные картины, умело совмещая технику быстрого наброска с реалистичной цветовой проработкой, а также и вовсе объединяя в одной работе разную стилистику. Это лишь подтверждает известное мнение, что творческому человеку тесно в рамках одного направления, как ребенку, которому скучно раскрашивать заданные в книжке контуры, и он намеренно нивелирует ценность реалистичного изображения дополнениями из цветных каракулей.

 

Но более всего меня потрясает техническая сторона вопроса! Изобразить с помощью иглы и чернил рваную и неоднородную по структуре линию от карандаша, засохшего фломастера, воскового или пастельного мелка – настолько правдоподобную, настолько живую – это просто не укладывается в моем сознании. Как фокус, который ты смотришь и смотришь, но раскусить не можешь, а только лишь удивляешься каждый раз от этого еще сильнее.

 

 

Многие думают: раз о художнике написана подобная статья, значит, его творчество априори считается чем-то высокоэстетичным и требующим безоговорочного почитания, а я вот посмотрел все приложенные фотографии работ и ужаснулся, как такое можно вообще захотеть носить на теле?! Объективная и детальная оценка, заинтересованный, внимательный подход – не есть примерка чего-либо на себя. Давайте попробуем воспринимать творчество само по себе во всех его особенностях, а не включать потребителя из магазина: беру – не беру.

Упомянутая мной выше постмодернистская тяга современного искусства к переосмыслению, к тому, чтобы ломать привычное представление, порой доходит до абсурда. Не все изображения годятся для татуировок. Такого мнения придерживаются узколобые татуировочные «пуритане». И хотя я со своими странными рисунками на теле вряд ли могла бы отнести себя к ним, скажу откровенно, утверждение это не считаю безосновательным. Если отбросить основной постулат татуировки «каждому своё», то все мы видим в этом процессе некое украшательство, дополнение своего тела. Каких бы высот ни достигли мастера в имитации художественных приемов, врожденное чувство гармонии никто не отменял. Неважно в какой технике, но, на мой взгляд, линии татуировки должны органично вписываться в линии тела, а не смотреться аляписто и инородно.

 

Впрочем, у Боны есть множество искренних почитателей, желающих заполучить именно ее оригинальную работу на свое тело и – чего уж скрывать – действительно выделиться в толпе. Это говорит о том, что творчество ее востребовано и не лишено своего высокого смысла, с которым в свое время авангардисты ворвались в мир искусства. Можно только порадоваться смелости и свободе взглядов ее клиентов. Татуировка стала искусством, так почему бы и ей не нести в массы призыв к нетривиальному мышлению и ироничное отношение ко всякой оценочности.