Татуировка давно перестала быть отличительным знаком моряков и заключенных. Сегодня это искусство. А тело остается не только храмом души, но и превращается в прекрасную галерею.
Ерванд Акопов, татуировщик из Калининграда, создает завораживающие взгляд работы, несущие невероятную энергию, которые не оставили редакцию Artifex равнодушной.
Artifex: Когда татуировка появилась в вашей жизни?
С татуировкой я познакомился в школе, классе в девятом. Тогда я уже рисовал и на уроках изобразительного искусства, иногда - просто в тетрадке. Я увидел на ком-то татуировку, и сама идея, что рисунок остается на коже на всю жизнь, показалась мне просто нереально крутой. И я начал рисовать на себе и друзьях шариковой ручкой.
Artifex: Как вы запомнили татуировку начала двухтысячных?
На тот момент, в 2002 году, в Европе и мире уже были профессиональные татуировщики, которые делали какие-то интересные вещи. В тату-культуре России это только все зарождалось. И я видел такие узоры в виде трайблов, которые на самом деле мне тоже очень нравились в начале (смеется). Один мой знакомый, на тот момент уже счастливый обладатель татуировки, увидел, что я рисую эти самые трайблы и предложил мне сделать ему тату. Я даже помню, тогда была книжка «Самоучитель по татуировке». Это была бомба (улыбается)! В ней было написано, как в кустарных условиях собрать машинку дома: из струны, моторчика и тому подобное. И даже картинки были – как делать линии, штриховки. И вот с помощью этой книжки мы собрали машинку, и я начал делать татуировки. Сейчас, конечно, это полный бред и никакого отношения к профессиональной татуировке не имеет.
Artifex: Почему именно Dotwork?
Dotwork – это один из стилей, в котором я работаю. Вообще я делаю коллаборацию разных стилей и из этого создаю общую композицию. Но конкретного названия этому стилю нет. Это и dotwork, и blackwork, и linework, градиент-эффект, black&grey. Я играю на разных оттенках черного, даже в орнаментах. Конечно, есть какие-то работы, которые выполнены только точками, a если это композиция - рукава, спина и другие большие работы - то там уже идет смешение стилей.
Artifex: Как происходит работа над эскизом?
Я отказался от цвета года четыре назад, но для меня по-прежнему важно делать разные стили. Понятное дело, что все плюс-минус похоже из-за черного цвета. И когда клиент приходит, первым делом я спрашиваю, что именно ему нравится в моих работах или в каких-то референсах старых работ, необязательно моих. Мне важно понять, что нравится человеку в целом. Если это близко мне, и я могу что-то с этим сделать, то мы начинаем работать. Человек отдает мне какой-то участок своего тела, и на этот участок я готовлю эскиз. Еще это может быть микс из эскиза и freehand, когда я по телу рисую какие-то формы. Мы договариваемся на словах обо всех нюансах и элементах композиции, и к первому сеансу я готовлю сам эскиз: разрабатываю паттерны, мандалы и остальные геометрические фигуры. Бывает и так, что в процессе самой работы что-то меняется, так как не все реально показать человеку на бумаге. Я работаю с формами, вписываю свои работы в формы тела. Люблю играть с мышцами, чтобы при их движении татуировка хорошо смотрелась и не искажалась.
Artifex: Расскажите про татуировку во всю спину с мандалой.
Это была моя первая работа в смешанном стиле. Ко мне пришел человек, показал работу моего любимого аргентинского мастера Назарено Тубаро и сказал, что хочет татуировку такого плана, в таком стиле. На тот момент такого я толком и не видел. Для меня это было что-то новое и интересное. К 2013 году, а именно тогда я начал ее делать, я уже изучил много стилей и, в принципе, мне было все равно, что делать. До этого я просто пробовал себя в разных стилях, потому что была интересна техника, а здесь я почувствовал, что это круто, что это мое. Парень сначала хотел сделать только плечо и лопатку, то есть это не был даже рукав. Мы не обдумывали, что это будет - целая спина или симметрия на другой стороне. Я закончил плечо в 2014.
Потом мы поехали в Гданьск, в Польше на тату конвенции показать мою работу. Там не было номинации Dotwork, просто «Большая мужская черно-белая татуировка». Я выставился в этой номинации. Надо заметить, что там все было на польском. И вот объявляют победителей, и я занимаю третье место. Но это я так думал (улыбается). Потом мне сказали, что первое, но и третьему я был рад. Потом этому парню доделали симметрию на другой руке, а я уехал на Бали на семь месяцев. И только в 2015 году мы доделали ему спину. A в прошлом году опять поехали на тату конвенцию, но уже в Варшаве, и с полной спиной взяли первое место в номинации Dotwork.
Artifex: Что насчет боли в процессе нанесения рисунков?
Ты начинаешь делать татуировку. Организм понимает: происходит что-то странное, больно вот на этом кусочке. Он начинает посылать импульсы: «Больно! Обрати внимание! Хватит! Остановись!». Это первые 10-15 минут. Они самые болезненные, потому что организм в шоке, начинает воспаляться, всячески обращая на себя внимание. Но спустя 15 минут он понимает, что боль не прекращается, она все равно есть, но ты ничего с ней не делаешь, поэтому смягчает эти импульсы. Татуировку становится терпеть менее болезненно. Через три-четыре часа травмируемое место начинает опять воспаляться, потому что организм такой: «Ну что за фигня, уже три часа ты с этим ничего не делаешь!» (смеется). И тут снова появляется боль. Но многое зависит еще и от техник. Среди них есть более и менее травматичные. Dotwork как раз «менее». Поэтому можно и восемь часов татуироваться.
Artifex: А были клиенты, которые почти ничего не чувствовали?
За мою практику был только один человек, который медитировал в процессе татуирования. Он не чувствовал вообще ничего. Такого в моей практике никогда не было. Он татуировался два дня подряд, и это был торс. Я сам недавно делал себе торс и знаю, что это максимально больно. А делал я ему толстые линии, которые сами по себе очень болезненные.
Это было на Бали, звали его Ксавьер, он француз. Пришел, сказал, что хочет тату. Мы все обсудили, я подготовил эскиз и прочее. В день сеанса он приходит и перед самим процессом просит чуть-чуть времени. Потом начинает тереть себе пупок, еще что-то. Это происходило секунд 20, а потом он сказал: «Ок! Поехали!». Ну, я привык, что во время моей работы люди как-то реагируют – морщатся, вздрагивают. А он же за два дня даже не шелохнулся.
Artifex: Когда вы уезжаете работать в другую страну, везете с собой свое оборудование?
Когда я последний раз ездил в Барселону, мой багаж потеряли и отдали только через пять дней. A у меня там было три клиента, которые меня ждали, чтобы я им доделал работы. У меня с собой были только машинки в рюкзаке…
Artifex: A их можно провозить в ручной клади?
Да, можно. Но не во все страны. В Австралию, Англию и Америку вас не пустят. Обычно их отправляют DHL (смеется). И вот в Барселоне ребята из студии, где я работал, дали мне почти все: блоки питания, клип-корды и еще кучу всего. Так как все работают примерно на одном оборудовании, особых неудобств я не испытывал. Различие только в опыте мастера и его каких-то фишках.
Artifex: Делали ли вы себе татуировку у совершенно незнакомого мастера?
Я был в Минске лет пять назад. Ездили на четыре дня с друзьями на концерт. Была зима, делать было нечего. В одном кафе мы ели драники. Очень крутые драники, я был без ума от них (смеется). Больше всего в Минске мне понравились именно они. Ну, и как татуировщик, я захожу к себе на страницу и ищу знакомых, которые работают в Минске. Пишу им, что хочу сделать тату, но улетаю через три дня. Все отвечают, что времени совсем нет. Потом я выясняю, какая самая крутая студия в Минске и иду туда. Выглядела она неплохо. Мне предлагают полистать альбомы, a там не работы местных мастеров, a просто какие-то картинки из интернета. В принципе, мне было просто прикольно сделать какую-то татуировку на память из Минска. Тем более я знал, что когда приеду домой, в Калининград, мне друзья переделают, если что не так. Но свободного мастера, слава Богу, не оказалось. A идея все еще была в голове. Рядом с тем местом, где мы ели эти драники в горшочке, была студия. Это был мой последний шанс (смеется). На следующий день мы проснулись, пошли есть эти драники, я сфоткал этот горшочек и пошел в эту студию. Она оказалась маленькой, и там сидел парень и что-то рисовал. Я подошел к нему, объяснил ситуацию. Он сказал, что это прикольно, и согласился. Как выяснилось, он почти ничего не умел, и в процессе татуирования я его учил делать татуировки.
Artifex: Что важно знать человеку, который впервые решил сделать себе татуировку?
Не идти к колдунье, которая нагадает мастера, предназначенного тебе судьбой (смеется). Элементарно: посмотреть работы мастера. Желательно зажившие. Свежие татуировки могут выглядеть намного лучше, чем зажившие, и наоборот. Например, мои работы лучше смотреть зажившими, потому что я делаю в ч/б, и на свежей татуировке это часто выглядит одинаково темно. После заживления работа выглядит более сложно. Так же с градиент-эффектом: сначала это почти сплошной черный цвет, но после заживления появляется тот самый мягкий градиент.