Любите ли вы скетчевые изображения так, как люблю их я? А придется, потому речь пойдет о королеве скетч-татуировок – Инез Яняк (Inez Janiak) из Польши. Собиралась я поведать вам о ней очень давно, но, как известно, десерт не подают первым.

 

О поляках я могу распространяться бесконечно. И вовсе не из-за того, что имею польские корни, а потому что мозгами этого народа овладел вирус креативности. И происходит это в совершенно разных направлениях изобразительного искусства – от граффити до татуировки. А потом по их стопам идет толпа подражателей. Знаете, каких тату-мастеров у меня больше всего в Инстаграме? Правильно – из Польши. И все очень разные! Не буду засыпать вас именами, просто когда-нибудь напишу о них отдельные статьи, из которых наверняка можно будет создать многотомник.

Однако не только лишь мой художественный национализм явился причиной для данной публикации. Скетчи! Недоделанный художник, живущий внутри меня, благоволит такого рода изображениям. Мне нравится некая экспрессия, небрежность, недосказанность, присущая скетчам, – это заставляет додумывать, мысленно дорисовывать или просто наслаждаться линиями разной толщины, которые куда более самодостаточны, чем кажутся на первый взгляд. Когда всего лишь несколькими штрихами, без детальной проработки можно создать знакомый и выразительный образ.

 

Когда смотришь на набросок – ты не просто видишь работу, ты участвуешь в ней, наблюдая за рукой, за мыслью художника, за поиском формы, пропорций, светотени… Что может быть живее и увлекательнее такого художественного хэппенинга? Сочетание рваных и зыбких штрихов, перебиваемых уверенными жирными линиями, – это ли не гармония, это ли не музыка?..

Ну а если скетчи нанесены на тело – так и вовсе глаз не оторвать. Графичность, контрастность этой техники не может не привлекать внимание.

Появилась она не так давно (как и многое, что сейчас происходит в стремительно развивающейся татуировке), но уже стала весьма распространенной и популярной. Множество мастеров стараются использовать хотя бы элементы наброска в работах: это придает татуировке легкость и позволяет более органично смотреться на теле, перемежая пустые площади кожи с чернилами.

Инез Яняк достигла абсолюта в этой технике, ее работы – чистый грубый скетч. И именно это отличает ее от остальных мастеров стиля. Никаких отмывок, заливок и градиентов – всё тонирование рисунка достигается только с помощью штрихов. А в татуировке, поверьте, для этого надо обладать немалым мастерством и крепостью руки. Среди работ Инез крайне редко можно встретить цвет, практически все татуировки – черные чернила, имитирующие карандаш: нажим, вариативность толщины и обрывистость линии.

 

Разумеется, такая техника вовсе не подразумевает, что набросок наносится в режиме реального времени на тело от руки (хотя доработку фрихендом никто не отменял). Как и другие мастера, Инез заготавливает и согласовывает эскиз заранее, прямо перед нанесением татуировки переводя его на кожу с помощью специальной трансферной бумаги.

 

Тематика работ Инез Яняк не ограничена ничем, кроме бурной фантазии заказчика и исполнителя. Помимо стандартно востребованных оленей, девушек, птиц, цветов, деревьев и прочего, можно встретить персонажей игр или комиксов, а также что-нибудь от интерпретации классики до совершенно безумных проектов с петухами, похищаемыми НЛО. И всё это в уникальном выдержанном стиле. Я могу подолгу засиживаться, рассматривая ее работы вновь и вновь, ублажая свой глаз. Очень тяжело было остановиться при отборе фотографий для статьи.

 

Сейчас у Инез 175 тысяч подписчиков в Инстаграме, но я познакомилась с ее творчеством совершенно не там. И в то недалекое время она радовалась 10 тысячам фолловеров! Думаю, такая резкая популярность обоснована не только интенсивным распространением татуировки как таковой и выходом ее из «подполья» субкультуры на плечи, рёбра и ноги вполне приличных и законопослушных офисных работников. Большую роль в этом играет приход в тату-индустрию художников, а вслед за этим и массовое освобождение от гнета традиционализма и банальности, стилистическое раскрепощение и популяризация неординарных и креативных подходов к изображению. И специфические каракули Инез Яняк как нельзя лучше вписываются в этот контекст тату-модернизма.

Несмотря на известность в мире татуировки, Инез продолжает работать в родном городе Лодзь в центре Польши. И совсем недавно основала там свою собственную тату-студию, куда пригласила работать нескольких талантливых мастеров, также обладающих каждый своим особым художественным стилем.

Сама Инез иронично называет свои картинки кривенькими и неказистыми, но они уникальны и узнаваемы, ее собственные стилистические наработки не спутать ни с кем. Неудивительно, что она берется за реализацию только разработанных ею лично эскизов. И именно за этими штрихами к ней едут люди с разных концов земного шара. Разумеется, я тоже мечтаю об этом уже очень давно. И когда-нибудь доберусь до города Лодзь. Потому что коллекционировать уникальные авторские произведения искусства – это прекрасно. Представьте, что когда-нибудь в галереях будут выставляться не только картины, но и… расписные кусочки кожи в формалине!