В 2010 году Максимо Лаура (Maximo Laura) было присвоено звание «Живое сокровище Перу». Это самая высокая награда, которую может получить художник за свою деятельность. Её присуждает правительство по ходатайству Организации Объединенных Наций (ЮНЕСКО). Когда Максимо спросили, как он относится к тому, что находится под охраной ЮНЕСКО, будто статуя, он рассмеялся и ответил:
«Я ко всему отношусь с юмором, но не хотел бы, чтобы меня заспиртовали в банке»
Максимо Лаура научился ковроделию еще в детстве, в мастерской своих родителей. Пять поколений подряд в его семье передавались секреты ремесла из уст в уста, из рук в руки. Максимо вспоминает, как сделал свой первый коврик и получил самую большую награду – похвалу отца. Поначалу художник не собирался связывать свою жизнь с ткачеством.
Окончив школу, он поступил в университет Лимы на факультет испанской литературы. Как и многим студентам, ему не хватало денег на жизнь, и тогда он вспомнил о своем умении ткать коврики. Они очень хорошо продавались. Однажды в местной газете появилась заметка о том, что мастер Максимо Лаура имеет «новое видение и обещает быть сюрпризом для соотечественников».
Максимо занялся живописью вплотную. Но живопись его воплотилась в поэзии волокон, здесь он стал настоящим виртуозом. Долгие годы Лаура изучал историю, культуру и текстильное наследие Южной Америки, особенно его увлекала история цивилизаций Чавин, Паракас и Наска. Неразгаданные секреты, тайные знания строения космоса и Вселенной отражены в обилии наскальных рисунков и артефактов с изображением геометрических фигур, спиралей, квадратов, крестов, изображений джунглей, животных, рыб и птиц, а также различных мистических существ. Историческое наследие Перу стало для художника бесконечным источником вдохновения.
Большая часть творчества Максимо Лаура сосредоточена на мифологии Андов, но с добавлением абстракции. Чаще всего на его гобеленах изображены символы трех миров инков: змея (Uqhu Pacha) − нижний (подземный) мир, пума (Kay Pacha) − средний мир матери-земли и человеческой жизни, кондор (Hanan Pacha) − верхний мир звезд, небесных существ и богов. Зная мифологию и историю инков, рассматривание гобеленов превращается в увлекательное чтение и разгадывание ребусов. По некоторым гобеленам можно изучать историю Южной Америки.
Как именно мастер создаёт свои потрясающие работы? Сначала возникает идея, затем делается набросок на бумаге.
После этого вырисовывается цветной шаблон в полную величину.
Затем наступает момент подготовки шерсти. Её красят вручную и формируют в цветовые палитры, а некоторые цвета смешивают в несколько нитей − так легче сделать плавный переход цвета.
После этого начинается процесс ткачества. Очень долго, нить за нитью, специально обученные помощники Максимо Лаура выкладывают гобелен.
Сам художник говорит, что если бы лично создавал свои произведения, то за всю карьеру сделал бы всего 5−10 масштабных работ. В последнюю очередь гобелен стирают, отпаривают, наносят на него фирменный знак мастера и готовят к продаже.
Сейчас Максимо работает над 15 грандиозными проектами одновременно. Помогают ему более 40 профессиональных ткачей. В 2019 году художнику исполнится 60 лет, он говорит, что времени осталось совсем мало, поэтому нужно очень много работать.
При всей своей загруженности Максимо Лаура успевает проводить обучение и мастер-классы. Он считает, что высшая миссия художника − передать секреты своего мастерства ученикам. Мы нашли несколько записей в блогах людей, которые побывали на обучении у Максимо в рамках путешествия по Перу.
Среди них была Нина Демидова − мастер валяния, преподаватель и общественный деятель. В своем блоге женщина очень тепло отзывается о Максимо как о человеке и художнике с большой буквы. Она пишет, что мастер проявлял потрясающее терпение, искрометный юмор, доброту, держался просто и дружелюбно.
Максимо Лаура можно назвать успешным человеком, ведь он сумел достичь вершин в творчестве, но продолжает стремиться к совершенству. А главное, у него есть достаточно щедрости, чтобы делиться своими достижениями с другими людьми!