Ковёр на стене — неотъемлемая часть интерьера многих стран. Зачастую этот атрибут обстановки вызывает ощущение уюта и спокойствия. И, конечно, все наши соотечественники испытывают ностальгию и теряются в детских воспоминаниях. А всё потому, что у каждого уважающего себя советского гражданина висел на стене этот цветастый друг.
Фаиг Ахмед (Faig Ahmed) — виртуозный создатель ковров родом из Азербайджана. Своим творчеством он разрушает стереотипы и разжигает в сердцах людей настоящую революцию. К чёрту геометрию и логику! Давайте вместе расшатаем систему и уничтожим каноны!
С неординарным создателем ковров поговорила корреспондент Artifex Анна Марченко.
Artifex: Что должно случиться с человеком, чтобы он в какой-то момент проснулся и сказал: «Я хочу создавать ковры»?
Все случилось не спонтанно, это был долгий процесс. До ковров я работал с разными материалами. Много экспериментировал с техниками и идеями. Но ковер был объектом моего внимания ещё до того, как я начал заниматься искусством вообще. Это началось с изучения древних символов и их влияния на сознание человека.
Artifex: Как в вашей семье отнеслись к решению создавать ковры?
Меня всегда поддерживали в семье. Я с детства экспериментировал со всем, что только мог найти. А интересовало меня многое! Самые глубокие эксперименты были связаны с разными религиями. И после такого семья ожидала от меня всего что угодно. :)
Artifex: Насколько для вас важно мнение других людей?
Мнения всегда важны, они нас формуют. Творчество — это создание хаоса. Если не абстрагироваться от уже существующей системы, то новые формы никогда не будут произведены. Поэтому любые мнения я воспринимаю как то, что я не должен делать.
Artifex: Был ли страх остаться непонятым и забытым?
Страх — прекрасное чувство, именно в этом направлении нужно двигаться. За страхом нас ждет огромная сила. Я не считаю ковры делом всей моей жизни, это лишь часть пути изучения систем. Но это важная часть, так как ковры для меня сильно связанны с прошлым, обществом и нашим восприятием. Я думаю, что не нужно бояться быть забытым и непонятым, так как это чувство нам уже знакомо с детства.
Artifex: В чём философия ваших работ? Все они рассказывают какую-то общую историю, или с каждым новым ковром начинается следующая глава?
Общая философия проста: это отношение человека к традиции как к сформированной системе жизни. Она всегда должна быть в движении. И способы изменения этих традиционных систем происходят постоянно. Нет смысла держаться за прошлое, если оно неэффективно в настоящем. Некоторые серии работ были сделаны из одной истории, благодаря единому порыву вдохновения. Но есть и те, что создавались отдельно от других, под влиянием уникального события.
Artifex: Если судить по работам, внутри вас живёт настоящий бунтарь и разрушитель системы! Вы стремитесь устроить революцию в сердцах людей или творите для себя?
Мое сердце связано со всеми людьми. И если я бунтарь, то оно передаст этот бунт и другим. Всё зависит от того, насколько сильно события влияют на меня, чтобы впоследствии это могло передаться другим.
Artifex: У вас дома висят ваши ковры? Вы используете их по прямому назначению?
У меня нет дома. Аскетизм помогает рассматривать и изучать все объективно. Или хотя бы приближенно к объективности.
Artifex: Как вы считаете, будет ли развиваться ковроткацкое дело? Стремитесь ли вы вложить что-то новое в создание ковров?
Я уверен, что будет. И тут дело не только в моих работах, это общий подъем на основе традиционной самоиндикации. Это реакция на глобальное обезличивание. Причем это касается не только Азербайджана, а многих стран и народов.
Artifex: Многие художники и писатели уничтожают свои старые работы, потому что перестают понимать и ценить их, начинают считать бездарностью. А вы когда-нибудь подумывали сжечь свой ковёр?
Да, это обычное чувство художника. На мой взгляд, если нет такого, то нет и прогресса. Но я сформировал другое отношение к своим работам. Даже в момент создания они не принадлежат мне. Я отношусь к этому как к общему потоку энергии, который случайно проходит через меня. И тогда уже бессмысленно терзаться по поводу того, не бездарность ли я. Нет никакой разницы между мной и любым другим человеком.
Кстати, я сжег несколько из них, но это был эксперимент, который скоро появится на выставке.
Artifex: Как обычно проходит создание ковра?
Создание всех проектов происходит в одиночестве. Обычно я просто сижу в мастерской или в заброшенных местах. Это момент создания, когда ничто не должно отвлекать. Но взрывные идеи приходят часто, и не все они оказываются в итоге удачными. Уже целый год я работаю над тем, чтобы совладать с потоком идей и включать его, когда необходимо. Это так называемое контролируемое вдохновение.
Artifex: Как изменилась ваша жизнь с того момента, как работы стали набирать популярность?
Жизнь сильно меняется, и это не всегда так весело. Популярность — это сильное давление, нужно всегда соответствовать требованиям общества. Внимание со стороны заставляет делать с каждым разом лучше все, что ты делал раньше. В такой ситуации у художников всегда происходит кризис, ведь невозможно наращивать творчество, как мышцы. Это спонтанный процесс. Я понимаю, что со временем почувствую такое давление на себе. Поэтому готовлюсь уйти и работать удаленно. Эго не должно касаться творческого процесса.
Artifex: В чём вы видите своё дальнейшее развитие? Есть ли глобальные планы на будущее?
Я не из тех, кто загадывает. Мой самый глобальный план — расшатать саму систему искусства. У меня собственный взгляд на этот счёт. Когда мы говорим об искусстве, оно перестаёт им быть. Нет смысла пытаться передать это словами. Любая система противоречит концепции искусства, так как это бунт сознания и сила хаоса. Но до этого еще долго.
Artifex: Что заставляет вас улыбаться, когда грустно?
Меня всегда заставляет улыбаться осознание смерти, ведь всё закончится когда-нибудь, и не стоит воспринимать жизнь слишком серьёзно.
Artifex: Огромное спасибо за интервью!