Мастерить с самого детства, а повзрослев стать косплеером и перевоплощаться в самых разных персонажей — Чубаку, треххвостую богиню-лису и тигра. Создавать костюм не один месяц, используя сложные механические детали, а затем посетить в нем не один фестиваль.

«Каждый раз, когда едешь на мероприятие — это немножко русская рулетка» — косплеер Татьяна Вивеан рассказывает обо всех тонкостях подготовки к фестивалям, создании своих костюмов и возможности этим зарабатывать

 

 

Artifex: Что побудило заняться косплеем?

Не знаю в какой момент моя деятельность стала так называться, так как мастерила я, сколько себя помню, с раннего детства. Потом просто нашла компанию, в которой и другие люди этим занимались, а главное — фестивали, на которых можно было показать себя. Больше всего привлекает тот момент, когда воображаемый мир переходит в реальность.

Artifex: Как родители и друзья относятся к такому увлечению?

Как и у многих коллег, это не очень веселая история. Друзья меня поддерживают, а родителям, мягко говоря, не интересно.

Artifex: Сколько времени занимает создание костюма, какие сложности встречаются?

Он может делаться сколько угодно, в зависимости от сложности — и за сутки, и за год, но я стараюсь укладываться в пару месяцев, иначе оно не окупается. Костюмы, которые больше не буду надевать выставляю на аукцион — там они неплохо расходятся.

Сейчас у меня несколько костюмов, самая сложная конструкция – подсветка и каркас, так как там важна точность и баланс между прочностью и легкостью. Обычно люди считают движущиеся механические детали сложными, но поскольку они у меня во всех костюмах, то уже не вызывают проблем.

 

 

Artifex: Обязательно ли делать костюм самому, чтобы быть косплеером?

Поначалу в России все развивалось так: чтобы быть полноценным косплеером — нужно самому сделать костюм, отыграть роль. У нас в стране это именно конкурс и рукоделия и актерского мастерства, косплеер отличается от модели, которая просто выступает в костюме, и от крафтера, того, кто сам создает костюм, тем, что он два в одном.

На некоторых фестивалях это обязательно, если хочешь попасть на конкурс. Их организаторы обычно предупреждают об этом примерно за год, чтобы было время на подготовку.

Например, японский фестиваль Hinode сохраняет эту традицию, у них при подаче костюма нужно выслать полный фотоотчет по его созданию. Важно, чтобы не менее 80 процентов было выполнено тобой. Парики очень сложно изготовить, поэтому их можно заказывать.

Artifex: Вы за то, чтобы вживаться в роль персонажа?

Разумеется! Любой, даже самый крутой костюм без характера не воспринимается.

Моя сильная сторона – создание костюмов, и я делаю то, что у меня хорошо получается. Но стараюсь научиться отыгрывать роль. Сейчас просто неинтересно вытащить крутой костюм на сцену, важно и отыграть. На взгляд не все могут оценить, как много труда вложено в костюм. Забавно, когда человек, который хорошо вжился в роль персонажа, но одет просто — выигрывает у человека, который не вжился в образ, но ходит в очень сложном и красивом костюме. Зрителя сейчас трудно впечатлить.

Artifex: В образе каких персонажей уже побывали?

В основном я делаю костюмы животных: волков, лисиц. Чубаку делала, драконов, тигрицу из мультфильма «Кунг-фу Панда». Мне трудно выделить самый любимый. На все свои костюмы я трачу много денег. Больше всего я вжилась в роль богини-лисы Инари, это уже традиционный персонаж на фестиваль Oni no Yoru.

 

Artifex: Есть ли персонаж, образ которого вы мечтаете воплотить в жизнь?

Сейчас я мечтаю делать персонажей по российским комиксам студии Bubble. Потому что тех, что нравятся мне, еще никто не делал. Хочется поддержать отличных ребят. Еще хочу сделать Совуха по варкрафту. Мне он нравится из-за вида, большой и пушистый, есть шерсть — люблю работать с этим материалом.

У меня уже есть подобный костюм, что-то вроде грифона, в нем я ходила уже два раза. Сейчас такие большие костюмы не берут на некоторые фестивали, так как там большой поток людей и в нем просто так не развернуться — можно застрять в проходе.

Artifex: Как проходит подготовка к фестивалям?

Каждый раз, когда едешь на мероприятие, это немножко русская рулетка, ты не знаешь какое покрытие будет, какой подъем на сцене. На Moscow Comic Convention, например, было два подъема: пандус, который им назвать нельзя и ступеньки, по которым конкурсантам не разрешали подниматься. У многих такая обувь, в которой невозможно подниматься по ступенькам.

Там же был ковролин на сцене — это ужасно. Есть костюмы, в которых трудно идти по нему, лапы цепляются, мой костюм дракона как раз из тех. Еще он плох тем, что люди, которые танцуют на нём, могут споткнуться. Об этих вещах организаторы не догадываются, поэтому мы посылаем своих на разведку, чтобы подготовиться к тому, что ожидает. Допустим, мы можем поменять подошву, или приклеить туда скотч для большего скольжения.

 

 

Artifex: У вас за плечами много фестивалей, расскажите, чем косплей других стран отличается от нашего?

Давно известные факты — в Европе и США это бизнес — косплееры это модели, которых одевают фирмы, есть прослойка любительского, но люди там одеваются так ради веселья и у этого очень низкое качество. На востоке он тоже либо бизнес, либо любительский, однако там нету фестивалей как у нас или на западе, потому в основном существует только фото-косплей. Мы взяли лучшее с обеих сторон.

На западе есть крафтстудии, создающие костюмы на заказ. Они между собой не конкурируют как у нас, потому что это очень востребовано, некоторые даже делятся заказами. У нас наоборот — очень мало достойных заказов и все пытаются захватить монополию в этой сфере, все очень жестко получается.

На Западе косплей-моделей в профессиональной сфере гораздо больше, это именно те люди, которых нанимают фирмы. Костюмы им делают на заказ, а их обязанности — вживаться в роль и соответствовать лицу персонажа. В России не так — сначала подбор персонажа, а потом делаешь костюм и всеми силами пытаешься пробиться для того, чтобы это было кому-то нужно, но это если хочешь самоокупаемости. В основном у нас делают очень дорогие и качественные костюмы, но для себя. Потом их пытаются перепродать и на этом все заканчивается.

Наши мастерские и косплееры выкладывают свои работы на американский рынок — у них это слишком дорого, а у нас цены мизерные, потому что там это популярно, а у нас нет. Как только выходит новая игра — сразу ищут лицо, которое будет в образе одного из персонажей выступать. Наш косплей по уровню продвинулся дальше, но из-за убогой поддержки все это мало востребовано.

Artifex: Возможно ли зарабатывать на жизнь крафтом и косплеем?

Чтобы сделать какой-то крутой костюм — надо посидеть несколько месяцев, не делая никаких заказов. Я обычно то участвую в фестивалях, то меня приглашают помогать на них, либо в жюри. Дома я бываю редко и поэтому не так много времени могу заниматься собственными костюмами.

Тех, кто умудряется на это выживать мало. Правда, моя работа официально оформлена. Ты либо работаешь ради удовольствия, взяв плату только за материалы, либо и за время — самоокупаемость то должна быть.
 


Автор - Василий Кладов