Artifex находит искусство во всем: например, в парикмахерском деле. Обмен энергией с клиентами, философия парикмахерского искусства и поиск своего пути в интервью Юрия Пантелейко.
Artifex: Расскажи три самых важных факта о себе.
Я человек с довольно свободным ощущением жизни, стремлюсь к максимальной простоте. Меня больше всего интересует то, как работает человеческое понимание и то, что люди могут с помощью него делать. Меня восхищают умные люди.
Artifex: Что такое свободное ощущение жизни?
Это когда ты независим от факторов, которые тебя окружают, а только от своего внутреннего баланса. Достигнуть этого состояния можно, если отбросить детскую психику и оставить взрослую.
Artifex: Как ты учился парикмахерскому искусству? Получал образование?
Высшее образование у меня по специальности «финансы и кредит». Я не смог работать по ней. Я такой человек, что, если мне не нравится, я сразу с этим не работаю. Моя мама хотела, чтобы я получила образование в институте. А мне всегда нравилось не ходит в университет, а приходить под конец и решать вопросы с преподавателями. У меня круто получалось и дошло до такого уровня, что я закрывал на потоке людям сессии за деньги.
Мне всегда нравилось общение и что-то красивое (так, как я это чувствовал). Моя мама с моим парикмахером почему-то настаивали, чтобы я стриг волосы. Я впервые в жизни отстриг волосы одной женщине, положил ножницы и убежал. Я очень испугался, что я испортил человеку голову. Потом я попал в Египет, пожил там аниматором и все равно мой путь привел меня к тому, что мне надо стричь. И я стриг.
Я приехал в Москву и мне было страшно. Моя сестра и тетя сказали, что я должен здесь всему научиться, чтобы не уехать обратно в свой Харьков. Я выходил на улицу, занимался спортом (я бывший спортсмен, легкоатлет олимпийского резерва). Тогда я тренировался на улице, бегал, отжимался, пришел домой, принял душ и вышел на улицу. Ко мне пристал какой-то парень левый. Он воровал, видимо, алкоголь в магазинах и мне предложил мартини. Я купил 2 бутылки, выпил одну, стал пьяный и просто стоял в Жулебино у своей тети в квартире, и думал. Я слышал, что кто-то говорил, что где-то работал ассистентом, и это интересная история, чтобы получать знания. Денег у меня не было. Я вбил в поисковие «ассистент в стиле Vidal Sassoon». Мне выдало одну студию. Я записался на собеседование и пришел. Там была очень серьезная женщина, она работала со своими вип-клиентами и просто задала мне три вопроса: «у тебя руки-ноги есть?» Говорю, да. «Считаешь себя глупым или умным?». Я говорю, ну, в принципе, я не тупой. «Глаза у тебя есть?». Я говорю, да. «Ну вот», — она говорит, — «тебе 3 дня на то, чтобы понять, как тут все работает. Не понимаешь — можешь собираться и уходить». И все, больше она ничего не сказала.
Я ходил, тупил, на меня ругались матом, но потом она поняла, что я толковый и начала меня обучать. Я мыл посуду, изучал всех клиентов, вел картотеку. Я знал детей клиентов, какой фильм они любят смотреть, какой кофе, сколько сахара, нужен ей халат или не нужен, он должен быть поглажен или нет… Вообще, все это была крутая школа. И когда я развился, в силу своей молодости я начал ловить звезду и выпендриваться.
У нас с ней случилась стычка, когда она стригла, я ей говорю: «ты неправильно стрижешь». И я чуть-чуть исправил ее работу и все, она разозлилась очень и сказала, чтобы я искал другое место. А через полгода, когда я потренировался в еще одном месте, я уже перестригал ее клиентов. Я научился это делать очень хорошо, понимал 3D форму, пластику черепа, сколько надо срезать, чтобы лицо смотрелось гармонично. Смотрел видео крутых парикмахеров на английском, не понимал, но просто запомнил движения и начал повторять. У меня не было возможности получить образование и я учился сам. Целенаправленно изучал только эту технику: как люди стригут, как они стоят, что они говорят…
Потом я бросил работу на полтора года, чтобы вообще забыть все и сломать рамки. У меня в Москве появилась квартира и я смог позволить себе полтора года не работать. Я настолько отдохнул и стабилизировался, понял, для чего мне волосы и что я могу через них передавать, что я просто потом пришел в один салон, в другой, третий и понимал, что нет такого места, где я могу находиться. Потом пришел в Hair Sekta, специально выпил пива, чтобы дышать перегаром на собеседовании, потому что для меня главное, чтобы я работал с теми людьми, которые понимающие просто. Мне было очень важно, чтобы там был чистый туалет. В первую очередь зашел туда, потом поднялся, мне сказали: «а что ты пришел?» Я говорю: «на собеседование». А они уже посмотрели на работы, в принципе все понятно, приходи работать.
Artifex: Расскажи о своей философии парикмахерского искусства.
Изначально меня очень сильно вдохновлял дизайн. Существуют классические архитектурные формы и их можно использовать с волосами. Я повторял сухие наработки классических схем у людей на голове и получал опыт.
Со временем я понял, что с помощью стрижки можно транслировать ощущения от человека, потому что каждая форма — это какая-то определенная информация.
Существует английская школа ABC Vidal Sassoon. Ее придумал человек, который увлекался Баухаусом. Он сказала: ребят, надо делать это осознанно. И создал особую технику. Есть круг, квадрат треугольник и динамика. Это, грубо говоря, такие элементы и линии, которые что-то говорят о тебе человеку, который смотрит на тебя.
Я смотрю на клиента, начинаю с ним разговаривать и у меня внутри просто отклик: цвет, форма. А люди вообще приходят разные и очень важно, как они сами себя интерпретируют.
Потом я начал работать с цветом и понимал, как он работает на человеке.
Глядя на своих клиентов и на свои работы, я видел отдельно работу и отдельно человека. Я чувствовал, что это совсем разные вещи и задавал себе вопрос: как создавать так, чтобы мое ощущение соединялось с клиентом? Было очень сложно вытащить из себя рамки этого технического построения, дизайна, разломать их и превратить в ощущения.
Когда я понял, что, как эта штука работает, начали открываться какие-то другие схемы. Было очень много страха, потому что когда ты стрижешь, то там неизведанное, ты не знаешь, что будет на выходе. Я не видел конечной картинки, а теперь у меня все работает по-другому.
Я, отталкиваясь во время создания стрижки исключительно от своих внутренних ощущений и анализа человека, заметил, что клиенты как будто переносятся в детство.
В Таиланде я работал и вообще не заморачивался, просто стриг людей без каких-либо мыслей. А мне люди говорили, что с них как будто сгружали мешки.
Artifex: Про клиентов понятно, а что твоя работа дает тебе самому?
Я стремлюсь к внутреннему состоянию свободы и когда нахожу внутри себя баланс, я притягиваю именно то, что мне нужно, в том числе и людей. Если я нахожусь в тревожном состоянии, то в это время и клиенты ко мне приходят исключительно такие же. Я понял, что неважно, какой ты там супер крутой стригун, важен твой посыл.
И когда я в себе нашел баланс, ко мне перестали приходить какие-то модницы, сейчас приходят люди, которые просто проживают жизнь. Такой человек не гонится не зачем, он проснулся и понимает, что у него все круто в жизни и внутри. С этими людьми я чувствую контакт на человеческом уровне. Все остальное — волосы — уже как дополнение.
Artifex: У тебя нет каких-то профессиональных целей: выиграть награду, открыть свой салон?
Да. Я просто иду на работу и кайфую. А от меня люди вдохновляются.
Artifex: Есть ли у тебя какие-то табу в работе?
Если мне человек покажет картинку, как его подстричь, я не возьмусь. Потому что я могу ему сделать эту картинку, но я отдам ему часть себя, а взамен ничего не получу. Я стремился всегда к независимости, потому что если у меня расправлены крылья, я делаю все еше глубже, еще лучше. Я начал работать на самого себя и разрабатывать систему отсева клиентов. Я хочу, чтобы обо мне ходила такая информация, что людям бы просто давали мой номер телефона и говорили: «просто иди к нему, садись и все».
Artifex: У тебя так круто получается стричь. Это талант или кропотливое изучение?
Это вообще самая сложная фигня, которая у меня была в жизни (смеется). Изучение техники, понимания, как работают волосы, это прям было сражение. Сражение со своим внутренним, потому что нужно было работать дисциплину, уверенность, баланс, точность, контроль, восприятие 3D-форм, визуализацию, ощущения… И было очень сложно держать это ощущение стабильности.
Есть такая книга «Путешествие к Дальнему Востоку» — кажется, единственная книжка, которую я прочитал про буддизм. Там герой искал всю жизнь просветления, но в итоге сидел, смотрел на речку и она его всему научила. Я просто воспользовался этим методом и понял, чему меня учат волосы.
Artifex: Ты работаешь 2/2. Чем заполняешь выходные?
В первый день просто лежу. Во второй день я хожу по улице и просто восхищаюсь. И все, я больше ничего не делаю. Мне нужно полностью сбалансировать себя дома. Помогает очень круто морская соль, ванная перезагружает мышцы, и спорт. Я просто эти 2 дня проживаю для самого себя.
Artifex: бывали моменты, когда ты смотрел на свою работу и понимал, что прям не очень получилось?
Да, когда я только учился. Но меня научили такому приему: если ты не понимаешь, что делаешь, отойди в сторону думай до того момента, пока не поймешь.