Академические театры это, конечно, хорошо, иногда бывает даже отлично, но помимо них каждый месяц в культурную жизнь Москвы делает вклад независимая театральная деятельность. И здесь разброс велик — от вчерашних студентов, желающих показать себя, до настоящих профессионалов, которым не хватает места на больших сценах. Эти люди очень интересны своим отношением к театру, для них он — образ жизни, мировоззрение.
И вот уже несколько месяцев я слежу за репертуаром одного из таких коллективов — творческой корпорации AroninSpace. Я очень рад, что мне довелось с ней познакомиться. Среди всего обилия различных студий, лабораторий AroninSpace из раза в раз поражает меня своей высокой художественностью, но при этом преступной малоизвестностью.
В свои тридцать с небольшим основатель и руководитель корпорации Сергей Аронин уже достаточно основательно закрепился в академических театрах — на его счету три постановки в театре им. Моссовета, по спектаклю в театре им. Пушкина, театре им. Ермоловой и МТЮЗе. Человек однозначно попал в профессию. Но Сергей, в моем понимании, относится к тому типу творческих людей, которым очень сложно сидеть на месте. Им нужно одну за одной писать огромные инсценировки (пускай, что в стол), придумывать спектакли, репетировать, играть, наконец. Так и родилась два года назад лаборатория, а ныне корпорация, AroninSpace.
Интересно то, что у коллектива нет постоянной площадки. Все спектакли могут играться абсолютно в любом помещении. На счету корпорации уже есть антикафе, библиотеки, лофты, подвалы, даже рестораны и бургерные. Декорациями выступает сам интерьер места, чем не подтверждение известной истины — театр может жить везде. Ноу-хау действительно цепляющее. Участники коллектива говорят про себя следующее:
«Мы находим такие места, где до нас театр даже не подразумевался. Кто бы мог подумать, что можно поставить спектакль в велосипедной мастерской или в подвале жилого дома? – Мы могли. И это основная задача нашей корпорации – разрушить стереотипы и принести театр туда, где раньше его никогда не было. Кроме того, мы можем играть один и тот же спектакль на совершенно разных площадках, которые по-своему влияют на постановки. Так, каждый новый показ – это и новый спектакль со своей атмосферой и энергетикой»
Второе ноу-хау — литературный материал. Здесь вы не увидите постановок по Чехову или Шекспиру, этим полны большие театры. Репертуар в воображаемых стенах AroninSpace составляет материал из самых дальних уголков литературы, неизвестные произведения авторов, которых вы, возможно, не встретите больше нигде. Эксцентрика. Экстравагантность. Неожиданность. AroninSpace в трех словах.
Описать их творчество мне бы хотелось на примере недавно увиденного мною спектакля «Любовь с летальным исходом». Место проведения — усадьба Roden. И знаете, эффект от ее атмосферы определенно подогрел мой зрительский интерес. Для того, чтобы выйти к ней, пришлось пройти через перекопанную площадь с горками плитки. Сквозь столпы пыли, обходя технику и пролезая под проводами. Но дальше... Ухоженная деревянная дорожка, проходящая по газону. Здесь не было слышно рабочих. На фасаде здания горели свечи. Ни пылинки кругом. В контексте последних минут это место показалось мне таким иррациональным, даже нереальным. Создалось ощущение, что я вышел из Москвы, когда оказался внутри и удобно устроился в пышном кресле
Гостевая зала была поделена на две половины — актерскую и зрительскую, после антракта они менялись местами. Вместо бутафорских декораций — натуральный интерьер. Режиссеру удалось достичь эффекта, к которому стремился ещё Константин Сергеевич Станиславский — публика как бы подсматривала за жизнью на импровизированной сцене через замочную скважину. А «жизней» здесь две.
В первом действии актеры Сергей Друзьяк и Светлана Жиленко «рассказывали» историю о сложных отношениях брата и сестры. Происходило это в обстановке переезда, так что перед зрителем были голые стены, шкаф с книгами и несколько коробок. В одном предложении она звучит так — успешная сестра просит брата-неудачника помочь ей перевезти вещи из загородного дома, однако после некоторого разговора раскрываются неприятные и даже шокирующие моменты её жизни.
Такой театральный триллер. В этой новелле особенно чувствовалась иммерсивность: актеры выбегали через дверь, возвращались через окно, грузили и выносили из помещения предметы интерьера. Помимо этого была здесь и сцена, после которой весь зал, и я в том числе, замер от удивления. Так что в антракте я вышел хоть и в легком замешательстве, но однозначно с положительными ощущениями. Действию удается увлечь зрителя, а моменты взаимодействия с пространством впечатляют своей находчивостью.
Вторая история, в которой задействованы Ирина Баринова и сам Сергей Аронин была о не менее сложных отношениях мужа и жены. Вкратце — муж возвращается домой из больницы после сильного сотрясении, вызвавшего полную потерю памяти, к любящей жене, однако во время разговора супругов случайно всплывают подробности их личной жизни, о которых один из партнёров хотел бы умолчать. Так как действие происходит в обжитой квартире, то режиссером была выбрана более заставленная половина Roden'а, с портретами на стенах, пианино, зеркалом и т. п. И опять нужный эффект был достигнут. Атмосфера интерьера создала полное ощущение присутствие в настоящем доме и наблюдением за обычными людьми, а не актёрами в предлагаемых обстоятельствах. Но легкий слог пьесы и ненавязчивый юмор, а также местами театральный гротеск, все-таки не дают действию превратиться в сухой натурализм.
«Любовь с летальным исходом» можно назвать своеобразной попыткой дать ответ на вопрос: «На что люди готовы пойти ради любви»? Не бойтесь штампов в стиле: совершить подвиг, отказаться от работы мечты, соединить и примирить две враждующие семьи. Сергей Аронин показывает, что, помимо поэтической, у любви есть и темная сторона, полная самой разрушительной силы. Интересной режиссерской находкой стало решение играть новеллы друг напротив друга. Таким образом две совершенно никак не связанные между собой истории преподносятся как зеркальные копии друг друга. Да, в них разный сюжет, разные персонажи, даже разные жанры, все это лишь завлекающая мишура, тогда как во главе стола стоит одна и та же проблема — человека, находящегося в всепоглощающей экзистенциальной бездне, в которую его толкнуло высшее из чувств.
Мне очень понравилось, что в постановке отсутствует обязательная «прописная мораль» и «нравственный урок». Если не ждать их, то у спектакля открывается второе дно, скрытое за юмором вкупе с абсурдным действием. И вот здесь зрителю придется произвести ту внутреннюю работу, которую подразумевает любое искусство, ведь, даже несмотря на присутствующие «хэппи энды», четкого ответа в финале нет. Зрителю остается самому ответить на вопросы: «А не обманывает ли нас режиссер?», «А действительно ли у героев что-либо изменилось?», «Какой способ совместного существования лучше — общение через постоянное унижение друг друга, построенное на взаимном презрении, но при этом имеющее сокрытую в глубине привязанность?» «Или лучше жить в спокойствии, создавать впечатление взаимной любви, а на самом деле только и ждать удобного случая, чтобы дать накопившейся ненависти выплеснуться наружу?».
Независимая театральная деятельность, как мне кажется, ближе к зрителю. Актеров в конце не закрывал занавес, они не убегали за кулисы. Я видел, как после спектакля счастливые люди подходили к ним и лично высказывали своё восхищение. Поэтому камерность далеко не всегда означает дилетантизм или безвкусие. У меня вызывает уважение, что, при своей достаточно скромной популярности, AroninSpace не старается идти в ногу с театральными трендами, не насыщает спектакли пошлостью, кривляниями или похабщиной. О таком театре мне очень хочется говорить и писать.
Вы можете сами прийти и посмотреть спектакли корпорации AroninSpace. Расписание всех постановок всегда находится на официальном сайте, а также в группах в Вконтакте и Facebook.