Репортаж со спектакля
«Изгнание / Мой друг Фредди Меркьюри»,
20.06.2023, Сцена на Сретенке

Когда ты теряешь себя, в поисках новой жизни − ты отправляешься в долгий путь, быть может, на 22 года (а-то и все 24). Тебе кажется, что ты ищешь себя, ищешь новое место для собственного Я. Но оказывается, что все это время ты ищешь Что-то. Что-то, способное разделить жизнь на до и после. Что-то, пародирующее тебя в лучшем свете — в данном отрывке времени. И отправляешься на поиски в неизвестность. В неизвестное пространство «Londonas». И как бы не потерять себя настоящего в его переулках… Или не оказаться потерянным…

Таковой была судьба Литовцев, отправившихся в Лондон, в поисках лучшей жизни, новой жизни, ровно также, как некогда это сделал Фредди Меркьюри. Бен (он же Марек, он же Роберт Волкер), Вандал (он же Андрюс), Эгле (она же Мигле), Эдди (он же Собака), Регина, Альгирдас, Ромас. Оказавшись против воли, без денег и документов, в новой стране, где тебя, проживающего в сырой коробке, избивает битой англичанин, а в ответ ты можешь произнести лишь слово «sorry», − Литовцы разбредаются по закоулкам прекрасного на манер и грязного до дел Лондона. И теряют друг друга.

 

 

Казалось бы, в такой ситуации выше коробки из-под холодильника не «подняться», однако герои спектакля находят в себе силы, чтобы стать Человеком. Мотив поиска себя проходит черно-белой нитью через всю постановку – кто-то находит себя, кто-то довольствуется служить «собакой» при дворе знатных людей в обмен на минутную роскошь и комфорт, кто-то притворяется религиозным во имя отношений с богатым человеком. Нам показывают грязные переулки Лондона с нищими, роскошный дом мужа Эгле, старую портовую с каютой Эдди, ночной клуб с местными «ночными бабочками», комнату уже сотрудника полиции Роберта Волкера, он же − главный герой. Сквозь призму его ретроспективного повествования мы узнаём о том, какой путь пришлось пройти ему и Литовцам по вынужденной остановке в «Londonas» (стоит отметить концептуальный ход автора перевода (Георгия Ефремова), который решил оставить London на литовском языке оригинала Марюса Ивашкявичюса). На своем пути Бен, поладив со сквоттерами-анархистами Ольгой и Карлисом, знакомится с музыкой Фредди Меркьюри. Так тонко резонировала она с его душой, что на протяжении всего спектакля то и дело мы слышим такие треки, как: «God Is Heavy», «Gazelle», «Barcelona», «Bohemian rhapsody», «Somebody to love», «I Want to Break Free» и др. (Также песни Led Zeppelin и Veronika Povilioniene). И именно эти песни производят на героя (и зрителей) эффект эскапической сферы в моменты переживания боли. И лишь потом герой узнает, что, оказывается, Фредди (он же Фаррух) – такой же «эмигрант», прибывший против воли в Лондон и ставший культовой фигурой. Бен чувствовал это, с самого начала.

 

 

Стоит оговориться, что роль Бена исполняет Вячеслав Ковалев, получивший в 2017 году за первый показ спектакля «Изгнание / Мой друг Фредди Меркьюри» премию «Золотая маска». Получивший заслужено. Создалось такое ощущение, что роль Бена уже не переиграть – у нее есть свой актер. В целом, что касается актерской игры, − ты наблюдаешь за героями и то и дело не можешь понять: точно ли они играют? Точно ли перед нами сцена, а не кусочек чьей-то трагической жизни? Ты смеешься, когда героя оставляют голым на сцене или когда он позирует в домашнем халате, упоминая греческих богов; ты напряжен, когда Яснолицый англичанин (чью роль исполнил заслуженный артист России – Юрий Корнеев) избивает эмигранта битой (да так, что у того надуваются кровавые пузыри), ты невольно отвлекаешься внутрь себя, понимая весь трагизм рассказываемой истории (пусть и преподносится она с ироническим тоном).

 

 

Немаловажную роль в зрительской эмпатии играет тот факт, что весь спектакль построен на ретроспективе главного героя Бена, вспоминающего о пути становления себя как Человека. То и дело герой отвлекается на зал, рассказывает второстепенные истории, комментирует каждое действие, находясь одновременно в процессе этого действия.

На сцене − героев подымают в воздух, поливают из душа (не найдется, вероятно, такого героя, что не принял бы душ прямо на сцене), измазывают кровью.

 

 

И весь этот драйв сопровождает Фредди Меркьюри – он же Фаррух, он же Покоривший Лондон эмигрант, он же − наш друг. И друг нашедшего себя Бена. Он же – Человек.

 


Автор: Andrew Greshnovv