В 2017 году в МХТ им.Чехова вышел спектакль «Светлый путь. 1917», посвященный столетию Октябрьского переворота.

Режиссер Александр Молочников призывает нас задуматься о событиях, которым исполнился век, и о том, как любая идея может быть доведена до абсурда.

Ровно сто лет назад произошло одно из самых значимых историко-политических событий XX века – Октябрьский переворот или, как привыкли называть его наши деды и прадеды, Великая Октябрьская революция. Эта весомая дата – отличный повод переосмыслить, что же произошло с нашей страной за век, как появился новый тип человека – советский человек, и откуда в нас до сих пор столько советского.



Московский художественный театр им.Чехова оказался «в тренде» основной темы года. Точнее, в тренде оказался молодой режиссер Александр Молочников, поставивший на основной сцене МХТа спектакль «Светлый путь. 1917». Молочников и раньше обращался к истории: два первых его спектакля – «19.14» и «Бунтари» обращены к историческим событиям и XX века, и веков минувших.

«Светлый путь» представлен в программе театра как «утопия». И это, конечно, игра со смыслом – утопией были скорее идеи зачинателей коммунизма, а сам спектакль – безусловно, антиутопия.

Чем дальше развивается действие спектакля «Светлый путь» – тем страшнее нам смотреть, тем страшнее думать о прошлом. В начале была любовь – рабочий Макар (Артем Быстров) влюбляется в балерину Веру (Виктория Исакова). Такой мезальянс кажется нам немного надуманным, но такая простая и повторяющаяся фраза «люблю тебя, и больше ничего», кажется, способна разрушить любые преграды на пути к счастью.

Однако преграды гораздо опаснее, чем кажется на первый взгляд. Макар выходит из комнаты за водой для Веры – и совершает ошибку. Происходящее дальше начинает выходить за границы нашего понимания. Макар встречает отца Владимира (Ленина), который вместе со своими «подельниками» - Надеждой (Крупской) и Левой (Троцким) вживляет ему железное сердце. Да-да, «вместо сердца – пламенный мотор», вот это вот все. И теперь Макар – машина революции, исполняющая самые бредовые идеи «отцов пролетариата». Ленин обещает Макару сметану из облаков, волшебный хлеб, обещает всеобщее счастье. А в итоге тот получает жаркое из «буржуев» (которые, кстати сказать, тоже голодны и обездолены) и разлуку с любимой.

 

 

Ленин, Крупская и Троцкий создают тип «новых людей» - людей, преданных идее коммунизма и готовых на все ради её достижения. И на свободную любовь каждого с каждым, и на убийство беззащитных интеллигентов. Людей, готовых отказаться от всех человеческих чувств. И эти зомбированные сверхлюди действительно множатся. Теперь не только Макар с железным сердцем, но и многие-многие другие. Они гнобят Шаляпина, спокойно смотрят на мучения роженицы – княгини Голицыной – и не пытаются помочь, они исполняют Декрет о свободной любви. Только Вера еще сохраняет человечность – она жалеет новорожденного ребенка, ей нравится говорить с образованным певцом, она хочет быть только с любимым Макаром. Почему? Ах да, Вере не заменили сердце…

Все герои показаны с ироничной стороны, почти клоунской, цирковой. Однако гротеск, ирония, сатира становятся инструментом не просто смеха, а смеха нервного, переходящего в страх. Без предубеждения и без фальши Молочников показывает нам всю невозможность и абсурдность идей «отца Владимира» сотоварищи, всю их странность и античеловечность. Смотря со стороны, мы способны увидеть то, чего раньше не замечали за историческими знаниями и предубеждениями, сидящими в нашей голове. И это не случай «у страха глаза велики». Это случай, когда глаза надо открыть пошире и узреть ужас утопического ленинского коммунизма, впустить в себя страх.

Невозможно не отметить блестящий актерский состав спектакля. Игорь Верник превосходно исполняет роль Ленина, играя не вождя, но его внутреннюю сущность – не картавя, но убеждая в своих идеях. К концу спектакля он оборачивается Сталиным, а именно – отцом Иосифом (красиво, правда?). Ирина Пегова очень обаятельно, но жестко играет Надежду Крупскую – бескомпромиссную, исполнительную, борющуюся. Роль гонимого и погибающего певца (прообразом которого стал Шаляпин) досталась талантливому Алексею Верткову, показавшему обреченную покорность и непокорность одновременно, а роль Коллонтай – прекрасной Паулине Андреевой, продемонстрировавшей нам настоящую активную борьбу за идею.

Страх растет и растет в нас, приближая ощущение катастрофы, и вот… мы видим обнимающихся Веру и Макара, которые просыпаются и говорят друг другу, что видели странный сон.

Хотелось бы, чтобы абсурдные события начала века, ставшие прообразом сюжета спектакля, и вправду оказались сном. Но никому не дано изменить прошлое. На эти события и героев можно по-разному смотреть, но их не вычеркнешь из истории. Мы все - наследники советской эпохи. Оригинальное высказывание Молочникова помогает нам увидеть это более ясно и начать двигаться дальше, начать жить по-новому. Не веря в невозможную сметану из облаков, но сохраняя в себе живое бьющееся сердце и пытливый ум.
 


Автор: Ольга Разина