В 2015 году ирландский драматург Мартин МакДонах (Martin McDonagh) написал пьесу «Палачи», наделавшую много шума в театральном мире и обеспечившую ему премию Лоренса Оливье в номинации «Лучшая новая драма». Лондонские издания тут же окрестили ее «самой черной комедией жанра», а за постановку взялся Ройал-Корт.

 

 

Уже в марте 2016 года спектакль «Палачи» транслировался в кинотеатрах в рамках проекта «Национальный театр в прямом эфире». Зритель по достоинству оценил произведение, и на данный момент спектакль является едва ли не самым популярным представителем черной комедии на сцене.

 

 

МакДонах написал историю о человеке, потерявшем дело всей своей жизни. Об уходящих временах. О ностальгии. О вечном конфликте поколений. О провинции. О многом. И раскрасил это в темные краски сарказма, язвительного юмора, непредсказуемых ситуаций и безумных действующих лиц. А безумцы, как известно, отлично смотрятся на сцене.

Время действия – 1965 год, в старой доброй Великобритании, руша вековые традиции, отменяют смертную казнь. Мир катится в тартарары, и это очевидно лишившемуся работы палачу Гарри Уэйду. Теперь вместо того, чтобы успешно заниматься любимым делом, он вынужден стоять за барной стойкой собственного паба, разливая пиво и подавая арахис местным бездельникам.

 

 

На больное еще и давят. Приходит смешной журналист из местной газетенки и пытается взять интервью у «последнего палача», все донимает его своими дурацкими вопросами, мол, а скольких вы убили, а были ли невиновные?

А кто ж их знает?

Приговор выносит суд, а Гарри – набрасывает петлю. И если суд плохо делает свою работу и приговаривает невиновных, то при чем тут Гарри Уэйд? Он-то, к примеру, свою работу делает хорошо. Ни один казненный не пожаловался.

 

 

А тут приходится менять квалификацию. Завсегдатаи бара – пара местных неудачников, глуховатый старик, да полицейский инспектор в штатском. Ходят сюда только ради того, чтобы попялиться на палача, да нести всякую чушь. Жена помогает за стойкой, а иногда спускается и дочь. А дочь – это сущая головная боль для Гарри. Этот подросток мало того что постоянно ноет и не знает чего хочет, так еще и решает сойти с ума по какому-то совершенно отъявленному негодяю.

Кстати, о нем…

Как-то вечером в бар заходят явно не местный парнишка, очень напоминающий казненного Гарри преступника. Преступника, что до последнего отрицал вину, даже с мешком на голове и петлей на шее. Вошедший, назвавшийся Муни, ведет себя вызывающе и сразу не нравится посетителям. Всем, кроме дочери Гарри. Еще он желает снять комнату на верхнем этаже паба и выражает мнение, что в таком деле, как правосудие слишком уж легко совершить ошибку, поторопившись. А за ошибки нужно платить.

 

 

Дальнейший сюжет способен удивить даже весьма искушенного зрителя. Тут не будет банальных поворотов, приевшихся типажей и счастливых концовок. Здесь будут неоднозначные решения и необратимые последствия, ведущие к трагедии, при просмотре которой тем не менее зритель будет смеяться. Хохотать над темами, над которыми совсем не принято шутить. В этом и есть почерк автора. За то его и ценят в современном искусстве.

 

В главной роли палача Гарри Уэйда выступает отпустивший усы и затянутый в галстук-бабочку Дэвид Моррисси. Его грубоватый, но честный и искренний персонаж вызывает сочувствие, несмотря на необычность своей профессии. В конце концов, ведь должен кто-то нести и такую службу. И почему этот человек не может любить свое дело?

Его оппонента Питера Муни играет Джонни Флинн, создавая запоминающийся образ загадочного и несколько пугающего молодого поколения. Он пронизывает палача холодным взглядом, будто смотрит насквозь, и до конца спектакля каждый его выход на сцену создает звенящее напряжение готовой вот-вот разорваться бомбы.

Декорации, музыка и свет полностью погружают зрителя в атмосферу британского паба. Ряд сцен своей эффектностью заставляют полностью забыть о том, что это спектакль и зритель чувствует себя свидетелем реальных событий...

 

 

И конечно же концовка. После бури самых неожиданных событий и невероятной развязки, когда зритель, не до конца еще осознавший, что произошло, одолеваемый десятком сомнений и вопросов, терзаемый загадкой о том, может ли палач быть «бывшим», вдруг наблюдает трогательную сцену: Гарри Уэйд с помощником поднимают с пола тело человека, как в старые добрые времена. И на лице у палача мелькает улыбка, он уносится мыслями в свое славное прошлое. Но потом улыбка сменяется гримасой горя:

— Как в старые времена, — проталкивает он слова через ком в горле, — Я буду скучать по ним… я буду… я буду скучать…

И зритель понимает, что старых времен уже никогда не вернуть.

Занавес.