Эх, люблю я Московский театр мюзикла! За невероятную атмосферу, за яркий антураж постановок, за то, что тут на одной сцене могут идти классическая оперетта, довольно спорная рок-опера и абстрактная сказка.
Одним вечером я зашел на сайт театра и увидел новую вкладку в списке спектаклей. Раскрашенная серым цветом, она сильно контрастировала с остальным пестрым оформлением. И время начала необычное – 23:00. А на странице постановки так вообще все, как я люблю: «Эксперимент на стыке жанров», «Сверхнасыщенное динамичное действо, которое не вписывается в рамки ни одного существующего театрального жанра». Как я мог пройти мимо такого? Перетекающий в ночь вечер пятницы был тут же освобожден для похода на это интригующее явление — спектакль «Реверс».
В 22:40 людей все еще не запускали в зал. Оно понятно — меньше часа назад здесь закончился другой спектакль, и работники театра на скорую руку разбирали декорации сказочного замка. Впрочем, собирали они тоже сказку, только психоделическую. По всей сцене были расставлены одинаковые белые двери, некоторые стандартно, на земле, а к некоторым вели деревянные лестницы. У одной из них стоял спортивный батут. Скромно, но больше оказалось и не нужно.
Завязка такова — несколько человек заходят через двери на сцену, хотят уйти обратно, но двери оказываются закрытыми. Как можно догадаться, целью всех является выйти на свободу. Кто они, где находятся, зачем сюда зашли – понять непросто. Это каждый зритель должен сделать сам, пока пятнадцать артистов будут вытворять запредельные и иногда пугающие вещи со своими телами. На их трюках мне хотелось бы остановиться подробнее.
Перед походом я решил о «Реверсе» ничего не смотреть и не читать. Краем глаза увидел, что спектакль абсолютно без слов разговор идет только языком тела, и все. Поэтому для меня было большой неожиданностью, когда в первой же сцене актриса кубарем скатилась по деревянной лестнице вниз, потом змеей поднималась, стучала в дверь и падала вниз опять. Хотя нет... не то слово... Не падала, а стекалась. Как будто ее тело стало желеобразным. Она поднималась и спускалась «мостиком», «кульбитом», и каждое следующее действие вызывало нервные «Ахи» у зрителей рядом со мной. Не только из-за травмоопасности. В её перекошенном теле было видно психологическое отчаяние человека в глубоком «отрицании» своей беды. Уже даже зритель понял, что ничего не получится, а она раз за разом ползла наверх и раз за разом падала. С упорством обречённого на смерть, который до последнего мгновения верит в спасение. Спектакль только начинался.
Далее трюки стали ещё активнее. Началась паника: актёры кидались на стены, рвались в закрытые двери, дрались друг с другом (в нижнем брейке, разумеется). Хрупких актрис их подкаченные коллеги буквально запускали на орбиту. Девушки летали по всей сцене, как волейбольные мячи. Сложно сказать: то ли они такие невесомые, то ли парни настолько сильные. Это был страх, построенный на всё том же отрицании, только приправленный агрессией.
Пять минут этой боевой хореографии пролетели мгновенно. Дерущиеся устали, успокоились, разошлись по углам. Началось психологическое противостояние. Всё оставшееся время герои преследовали цель не только выбраться. Они хотели уже либо подмять всех под себя, либо сохранить свою личную свободу. Описывать каждую сцену «Реверса» бессмысленно. Сделать это достойным оригинала невероятно трудно, так что поговорим о других вещах.
Например, о звуковом сопровождении. Подобно творящейся на сцене акробатике оно воздействует на вас ничуть не меньше. Музыкальная композиция каждой сцены идеально вписывалась в настроение и динамику происходящего.
Ну и ещё один из главных положительных моментов «Реверса» — недолгая продолжительность. За один час безумная акробатика не успевают приесться, ведь за артистов не перестаёшь переживать. Как только у меня появилась мысль: «Ну, бросать партнёрш они умеют», так на сцену вышел худощавый парень и начал делать просто невероятные манипуляции со своими руками. В пугающем танце он разворачивал их на 360 градусов, чудовищно выворачивал плечи, как будто хотел переломать себе все сухожилия. Повторений не было. Режиссерские находки для демонстрации возможностей человеческого тела точно не оставят никого равнодушным.
Свет погас. Зазвучали возбужденные аплодисменты, на сцену полетели цветы. Зрители выдохнули – все выжили, никто ничего не сломал. Но для меня представление не закончилось. Пока в огромной очереди я шел на выход, вокруг меня разными людьми обсуждались трактовки действа. Кто-то сказал, что комната — мозг одного человека, а перед нами пятнадцать его сущностей. Один мужчина доказывал, что люди на сцене мертвы, что комната — это чистилище, выход – Рай. А в гардеробной женщина с невероятным восторгом рассказывала подруге об увиденных библейских мотивах «Реверса» – жизни и смерти Иисуса Христа, предательстве Иуды, легенде о Каине и Авеле. Так кто же прав? А все правы. Точнее, не так. Неправых нет. Повествование языком тела и открытый финал добавляют в постановку полифонию, которая дает ей не один день жизни в вашем сознании — прекрасное время размышлений.
Так справедливы ли смелые высказывания создателей «Реверса» насчёт него? Что ж, став его зрителем, для себя я решил, что слова в аннотации действительно соответствуют истине. Драматический ли это спектакль? Безусловно. Здесь есть сюжет, полностью следующий канонам драматургии – экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка, финал. В основе лежит человеческая история, в которой персонажи развиваются и меняются, но рассказывается она атрибутами другого вида искусства — цирка. И это находит место в душе зрителя. Молодцы создатели — не соврали.