На днях в Центре имени Вс. Мейерхольда состоялся премьерный показ спектакля «Мы» по знаменитой антиутопии Замятина. Постановку подготовила «Студия Свободы», а режиссером выступил Иван Титов. Artifex посетил премьерный показ, о наших впечатлениях — в этой статье.

Сюжет «Мы» знаком сегодня даже тем, кто не читал роман: очень уж актуальным он оказался в нашей действительности. Это история инженера Д-503, который живет в идеальном Едином Государстве. Все в нем подчинено строгой логике, правилам и расписанию под руководством великого Благодетеля. Государство полностью контролирует жизнь граждан — от работы и распорядка дня до искусства и сексуальных контактов.

Однажды Д-503 встречает девушку под нумером I-330, и эта встреча ставит его перед выбором: счастье без свободы или свобода без счастья?

Режиссер постановки Иван Титов сам так рассуждает об этом выборе:

«На протяжении всей человеческой истории мы вынуждены делать выбор, потому что эти два понятия, видите ли, несовместимы. А может дело вовсе не в том, что вышестоящие не предоставляют нам свободу, которой, к слову, сами не обладают. На мой взгляд, все гораздо прозаичнее: наше рабское сознание всячески избегает и боится этой самой свободы, потому что проще, когда тебя все-таки направляют. Так легче, спокойнее, надежнее».

Как зрителям, нам, конечно, хочется победы «добра». Мы болеем за протестующих, которые борются против Единого Государства, а всех, кто делает на них доносы, начинаем ненавидеть. Но в какой-то момент внимательный зритель все же задумывается: а нужна ли эта свобода? И чем пытающиеся «насадить свободу» протестующие принципиально отличаются от «насаждающих счастье» государственников?

 

 

Это сомнение отчетливо чувствуется в тот момент, когда второй инженер F-6205, талантливо сыгранный Денисом Разливановым, мешает Д-503 разрушить стену и сам забирает у него управление Интегралом. На его юном лице видно смятение и страх, и мы, до того с симпатией наблюдавшие за его персонажем, задумываемся: «Неужели и ты туда же?».

 

 

Отдельно хочется отметить яркую игру Вячеслава Тимербулатова (Д-503):

«Часто испытываешь неловкость, когда актёр демонстрирует такие сильные эмоции, но здесь все было уместно и искренне. Чувствуется, что Тимербулатов в этом спектакле абсолютно на своём месте», — делится впечатлениями генеральный директор Artifex Алёна Лазарева.

 

 

Спекулировать проведением параллелей мы не будем, но спектакль действительно точно передает ощущение настоящего времени. А костюмы и декорации делают постановку вневременной и при этом очень стильной: минималистичные юнифы (униформы) отличаются только номерами, черный цвет разбавлен редким ультрамарином, на заднике периодически появляются видеотрансляции, которые один из Служителей порядка ведет прямо со сцены. Все это могло появиться как в наши дни, так и в любое время в будущем, ведь мы не знаем, какими оно будет — вполне вероятно, что именно таким.

И все-таки, «счастье без свободы или свобода без счастья»? Идеальным, конечно, кажется исход, при котором между счастьем и свободой не приходится выбирать. А возможен ли он — вопрос риторический, и ответ в нем зависит от того, что каждый из нас решит считать свободой.

Посмотреть спектакль можно в Центре имени Вс. Мейерхольда. Билеты здесь.