Авангардной и вызывающей споры постановке Михаила Шемякина «Щелкунчик» в Мариинском театре исполнилось двадцать лет. За эти годы спектакль был признан одной из лучших в мире версией известного балета и удостоен множества премий. Спектакль стал одним из самых посещаемых за всю историю Мариинского театра.

В чем секрет? Разбиралась редакция Artifex.

По случаю юбилея «Щелкунчика» 23 февраля представлением дирижировал маэстро и художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев. В роли Машеньки - дебютантка Елена Евсеева, Александр Сергеев (Щелкунчик-принц), Ислом Баймурадов (Дроссельмейер) и Мария Буланова (Королева снежинок).

 

 

Сегодня в Мариинском идет два «Щелкунчика»: классическая версия Василия Вайнонена в оформлении Симона Вирсаладзе и «Щелкунчик» Михаила Шемякина. Имя художника в паспорте спектакля не случайно опережает имя хореографа Кирилла Симонова: Шемякин выступил не только художником, а одновременно автором декораций и костюмов, сценаристом и режиссером.

Записав «Щелкунчика» с оркестром Мариинского театра для фирмы Philips в 1998 году, Валерий Гергиев задумал поставить новую версию балета и пригласил знаменитого художника создать свою концепцию.

Задача художника была коротко обозначена: «Вывести классический спектакль из формата детского утренника».

 

 

Так в чем принципиальные отличия спектакля, что так цепляет одних зрителей и категорически отталкивает других?

1. Михаил Шемякин потратил несколько лет на изучение и анализ всех существующих версий «Щелкунчика», иллюстраций и постановок. Так сказать, вывел сермяжную формулу из того, что было, и того, что никто не ждёт.

2. Один из самых запоминающихся символов - чёрные снежинки в «Вальсе снежных хлопьев». Балерины в чёрном с белыми точками на пачках кружатся в мистерии... на кладбище.

3. Причудливые гофмановские персонажи в спектакле в духе его мистерий и в фирменном шемякинском стиле; сутулые существа на полусогнутых ножках; длинные маскарадные носы; непривычные формы нарядов, перемежающиеся с яркими и праздничными красками волшебных декораций.

4. Необычная хореография. Артисты балета Мариинки, одного из сильнейших театров в мире, соединяют в своём исполнении своё мастерство с шемякинской причудливой хореографией и движениями. Художник лично ставил акценты в танцах.

5. Синергия. Коллаборация. Объединение.

Все вышеперечисленное от Михаила Шемякина: гротескное и необычное, тонкое и трогательное, завораживающее и удивляющее - соединяется с классической музыкой П.И. Чайковского в исполнении оркестра Мариинского театра.

 

 

Но лучше один раз увидеть, чем...
Ближайший балет «Щелкунчик» в постановке Михаила Шемякина планируется в марте.