Руководствуясь шекспировским “to play is to be” (играть — значит быть), английский актер и режиссер Мартин Кук создал театр-студию Flying Banana Children’s Theatre, когда его старший сын Артур был совсем маленьким. На сегодняшний день в репертуаре «бананов» оригинальные музыкальные спектакли, в основу которых легли известные произведения, сюжеты легенд и сказок. Среди них «Сон в летнюю ночь» и «Зимняя сказка» Шекспира, «Кентрвильское привидение» Оскара Уайльда, «Джордж и дракон», где переплелись история о Георгии-Победоносце и популярный сказочный сюжет о принцессах, томящихся в башне, «Остров Сокровищ» по мотивам одноименного романа Р.Л. Стивенсона, «Три поросенка» и «Большой злой волк» (история «Красной Шапочки»).

 

 
Биографическая справка:

Мартин Кук - актер кино, театральный режиссер, диктор, драматург, поэт и песенник (Великобритания).

Долгое время живет в Москве с семьей.

Снимается в российских фильмах и сериалах («Операция Сатана», «Олимпиус Инферно», «Я буду рядом», «День выборов 2» и другие). Он является создателем андерграундного проекта электронной мелодекламации «Theatre of Love», основателем курсов актерского мастерства для взрослых и подростков T.i.P.E.cast и детских курсов Bananadrama; основателем и режиссером популярного московского английского театра для детей Flying Banana Children’s Theatre.

«The flying banana» - настоящая лавка чудес, в которую заглядывают самые невероятные волшебники — мастера сцены и вокала. А недавно в постановке «бананов» в театре «Эверетт» на Вознесенском переулке в центре Москвы роль популярного сказочного героя исполнил мастер пантомимы, легендарный Юрий Медведев, выступавший в театре на Таганке («Это не должно повториться!», «Дочь, отец и гитарист», («Работа есть работа») режиссер Ю. Любимов) и в шоу Alegria Cirque du Soleil (с номером Вячеслава Полунина Storm). Этот артист с 1991 года живет в США, а в 2011 году оставил сцену.

 
Биографическая справка:

Юрий Медведев родился 31 октября 1941 года.

Проучился в МВТУ имени Баумана до третьего курса, но, несмотря на отличную успеваемость, ушел в цирковое училище. В труппу театра на Таганке был, как и Высоцкий, приглашен в 1964 году. Работал в жанре пантомимы. Его знаковые спектакли (совместно с партнершей Аидой Черновой) — антивоенная пантомима «Это не должно повториться», философская подборка эпизодов лучших постановок «Размышления» и «Работа есть работа». Когда партнершей Юрия по номеру стала его дочь Виктория, спектакль назывался «Дочь, отец и гитарист». Переехав в США, Юрий Медведев работал таксистом, а затем выступал в шоу Alegria с Cirque du Soleil.

Мартин Кук: Один из ведущих актеров моего театра, Даниил Медведев, рассказал мне как-то о своем отце — актере и миме, игравшем в театре на Таганке в постановках Ю. Любимова. С Любимовым мне доводилось общаться, меня очень интересовал его метод. И когда Даниил сообщил, что в свой день рождения отец будет в Москве, мне наконец-то представилась возможность лично познакомиться с воплощением режиссерского виденья Любимова. Я решил сделать Юрию Медведеву, несколько десятилетий не выступавшему в России, подарок ко дню рождения — пригласил его сыграть одну из главных ролей, Бабушку Красной Шапочки, в нашей детской постановке. Она выдержана в стилистике Grand Guinole (парижский театр ужасов) и приурочена к Хэллоуину. Пьесе создана по мотивам «Трех поросят» и «Красной шапочки», которую наша труппа играла по приглашению нового детского театра «Эверетт». К моей радости — и невероятному удивлению – Юрий согласился, и, конечно, сам стал подарком для нас и наших зрителей.

Почему именно Бабушка?

Мартин Кук: Начнем с того, что Бабушка — это классический сказочный персонаж. Роль сценически непростая, чтобы играть Бабушку как она того заслуживает, нужен хороший актер. Для своей постановки я в некотором смысле срисовал этот образ с персонажа по имени Берлингот из немого фильма 1918 года «Синяя птица» режиссера Мориса Турне (Maurice Tourneur). Для своей постановки я хотел создать такого же яркого, характерного героя. А Юрий Медведев — всемирно известный мим, талантливый, уникальный театральный актер, достойный играть у самого Станиславского. Было очень интересно увидеть, как он покажет этого персонажа. Мы уже некоторое время играли этот спектакль, в роли Бабушки в нем выступал профессиональный рестлер Арам Салих (Aram Salih). Нас как раз пригласили показать его в «Эверетте» на Хэллоуин, когда я узнал, что Юрий Медведев будет в Москве. Я решил сделать эдакий детский ужастик по мотивам двух популярных сказок, в которых действует один и тот же антагонист - волк. Не считаю себя любителем таких праздников, но нам понравилась идея. А когда выяснилось, что с нами будет легендарный мим с Таганки и из Cirque du Soleil, мы с еще большим энтузиазмом включились в процесс.

 
Даниил Медведев играл в спектакле роль Рассказчика. Как всегда это было зажигательно, убедительно, и, поскольку дело было в Хеллоуин — жутко. Жутко смешно, потому что спектакль все-таки детский.

«Отец научил меня законам клоунады, благодаря ему я умею заставить людей смеяться, - рассказывает Даниил. - Он невероятно талантливый импровизатор, ему присуща неповторимая нежность, поэтичность, неподражаемое чувство юмора. Актер — и в особенности клоун — видит комичность, трагичность, драматичность каждодневных ситуаций, незаметную для обывателей. Я унаследовал от него спонтанность, в работе с детьми это очень важно. В детстве — особенно после развода родителей, мне тогда было семь лет – я был очень закрытым и стеснительным. Уже после знакомства с «бананами» я обратился к работам отца — и словно заново узнал самого себя, вспоминая все, чему когда-то у него научился. Одним из ценнейших уроков было безразличие к чужому мнению. Именно с этим у меня были серьезные проблемы даже во время учебы в театральном ВУЗе. Я вырос на песнях из постановки «Дочь, отец и гитарист», буквально впитал их с молоком матери. Благодаря им я научился чувственному восприятию музыки, поэзии и театра как такового. Выступления отца в Alegria — самом поэтичном шоу Cirque du Soleil – производили на меня сильнейшее впечатление. На их основе я вывел для себя стандарты образцового театра»

Красная Шапочка, Синяя Птица и невербальная истина

Мартин Кук: Сказка о Красной Шапочке очень многоплановая, у нее богатый драматический потенциал. Я обратился к ней как к некой пародии на жизнь с акцентом на распущенность и легковерность, а потом вернулся к первоначальной форме. Я искал источник вдохновения для музыкальных номеров. Я — режиссер, которого интересует театр невербальной истины. Песни я включаю в категорию «невербальных средств выражения», поскольку они работают на уровне, находящемся далеко за пределами словесного. Мне также очень интересны музыкальные композиции как художественная форма. Мне давно хотелось изучить текст к немому фильму «Синяя птица». Я подошел к этому шедевру довольно нелогично, как бы украдкой - через слова песен, образы истории о Красной шапочке, которая гораздо проще для восприятия, чем «Синяя птица». В свою очередь, Красная шапочка — отражение шедевра Метерлинка. Хочу отметить, что работа над песнями принесла благодатные плоды — музыканты Эммет Элвин (Emmet Elvin, Great Britain) и Ольга Лисикова создали несколько красивейших оригинальных композиций. Аспект невербальной истины в истории о Красной Шапочке, из которой там и сям торчат перья синей птицы, всегда будет невероятно интересен для любого серьезно настроенного настоящего актера. Можно очень многое сказать о театральной постановке таких произведений. Я считаю, что детский театр позволяет нам видеть вечность самым ясным в мире взглядом — взглядом ребенка, который еще не затуманен страхом и предрассудками. «Красная Шапочка» - одновременно простая и сложная, захватывающая и отвратительная. В этом символическом измерении бок о бок сосуществуют наивная невинность и холодящие кровь темные тайны неведомого. Когда попадаешь в этот невероятный потайной сад, то словно чувствуешь босыми ногами мягкий прохладный мох сказочного мира, по которому, невольно увлекшись и забыв обо всем, уходишь все глубже в волшебный лес, манящий ароматом прекрасных цветов соблазна и запрета.

В спектакле, в котором органично переплелись сказки о Трех Поросятах и Красной Шапочке, где выступает один и тот же антагонист — Волк (Ксения Графова-Алмаян), был задействован основной актерский состав театра Flying Banana Children‘s Studio. В роли Бабушки — Юрий Медведев. Музыка — Эммет Элвин и Ольга Лисикова. Режиссер-постановшик — Мартин Кук.
 


Автор: Елена Бородина