Если геометрия ассоциируется у вас со скучными фигурами, то вы просто обязаны посмотреть на работы этого фотографа! Зачем? Для того чтобы перечеркнуть своё убеждение жирной линией. Алексей Меньщиков доказал, что в обычных прямых полосках есть неповторимое очарование и загадочность. Алексей словно обладает мастерством волшебника: с помощью фотоаппарата и компьютера он умеет превращать людские ноги в клавиши рояля, забор – в шахматную доску, а прохожих – в пешки.

На большинстве работ Алексея люди второстепенны, а их тени и фигуры – главные герои историй. Вытянутые, выверенные и немного таинственные, они заставляют рассматривать себя всё пристальнее. Как Меньщиков достигает такого эффекта? Как он готовится к фотосессиям? Почему работает в чёрно-белом цвете? Всё это у него узнала Алина Кроткая, специальный корреспондент Artifex.

 

 

Artifex: Как получилось, что химик по образованию стал увлекаться искусством, проводя всё свободное время в Лермонтовской библиотеке с репродукциями великих художников? :)

Я думаю, что поступил на химика по ошибке: тогда я не знал, чем именно хочу заниматься. Я пошёл на этот факультет вместе с друзьями: все идут, и я иду. Позже, во время учёбы, мне было скучно находиться на лекциях. Я стал их прогуливать и часто сидел в библиотеке, изучая работы художников, потому что это мне нравилось намного больше.

Artifex: Почему вы работаете под псевдонимом Алексей Бедный?

От псевдонима Бедный пытаюсь постепенно уйти, но это не так легко. Я придумал его, когда был студентом − химиком. Тогда я находился под сильным впечатлением от романа Достоевского «Преступление и наказание» и очень хотел быть похожим на Раскольникова, а он, как известно, всегда ходил в старой изношенной одежде. Так и родился этот псевдоним.

Artifex: Расскажите о самом первом дне, когда вы начали фотографировать. Каким он запомнился вам?

Какой-то конкретный день я не могу назвать. Помню, что когда мне было 17 лет, я купил на блошином рынке старый плёночный фотоаппарат. Он висел на стене в моей комнате, и я не сделал им ни одного снимка. В 2005 году я купил цифровую мыльницу, но она была плохого качества и быстро сломалась. А вот первый хороший снимок я сделал в 2006 году, это получилось случайно. Тогда я по-настоящему и загорелся фотографией.

Artifex: Что это был за снимок? И что значит «получился случайно»?

Снимок называется «Человек и собака, и птица». Я гулял с фотоаппаратом и почувствовал сильное вдохновение. Мне захотелось пофотографировать с балкона. Я забрался на девятый этаж и посмотрел вниз, передо мной раскинулась чудесная картина. Тропинки были похожи на линии ладони, по одной из них шёл человек, а неподалёку собака грызла кость. Я сделал снимок, а когда рассмотрел его на мониторе, увидел ещё и птицу. Так родилось название фотографии.

Artifex: Возможно ли научиться фотографировать, обучаясь только по интернету?

На мой взгляд, именно научиться фотографировать невозможно, как и писать стихи, например. Можно только приобрести технические навыки, но научиться чувствовать фотографию нельзя.

Artifex: В ваших работах очень много чётких линий − тени людей, решётки, дороги. Почему вам интересно делать именно такие снимки?

Не знаю, может быть из-за моего характера, которому присущи резкие перемены − от холодного к горячему, от чёрного к белому. Например, утром у меня может быть очень плохое настроение, а вечером я уже чувствую себя самым счастливым человеком на Земле.

Artifex: Стиль, в котором работаете, вы у кого-то «подсмотрели» или придумали сами?

Я ни у кого его не подсматривал, меня вдохновляло творчество многих художников и фотографов. Причём мои предпочтения с возрастом меняются: раньше я был в восторге от чёрного квадрата Малевича, а сейчас уже не могу так сказать. Становлюсь более консервативным, наверное.

Artifex: А что именно вас восхищало в «Чёрном квадрате» Малевича?

Наверное, смелость и дерзость. Ничего лишнего, почти идеально. Правда, тогда я думал, что абсолютно идеально. «Чёрный квадрат» − это пиксель, взгляд в будущее. Откуда Малевич знал, что появятся компьютеры? Но, может быть, это всего лишь мои догадки…

Artifex: Ваши фото – это просто красивые и тщательно выверенные картинки, или они несут в себе какой-то посыл?

Чаще всего они передают моё настроение на тот момент времени, когда были сделаны. Иногда я люблю внести смысл или какую-то идею − это очень интересно: получается, как небольшой рассказ.

Artifex: В чём преимущество ч/б фото над цветной? Почему вам интересно работать в ч/б?

Ч/б фото лучше передаёт композицию снимка, его форму и черты. Акцент делается на размещении объектов в кадре и их взаимодействии. Ч/б фото − это что-то уникальное, такого нет в природе…

Artifex: Как вы получаете нужный кадр? Расставляете моделей по какой-то определённой схеме?

Если бы у меня была такая возможность, то я бы расставлял всё так, как задумал: здания, предметы, людей, свет. Но иногда мне интересно запечатлеть мгновение таким, какое оно есть, не внося в него ничего от себя.

Artifex: А фотографии «Пешки», «Система», «Клавиши рояля» тоже не постановочные? Глядя на них, складывается впечатление, что вы тщательно расставляли моделей.

Да, вы правы. В этих фотографиях я дорисовываю реальность и пытаюсь увидеть идеи в повседневности. Например, стена. Она состоит из белых и чёрных линий, мимо неё ходят люди. Я подумал, что если немного дорисовать её, то получится шахматная доска, а прохожие, соответственно, станут похожи на пешки. То же самое могу сказать про «Систему» и «Клавиши рояля».

Иногда мне бывает скучно просто фотографировать, хочется выступить в роли художника, режиссёра. Так как я плохо рисую, фотоколлажи приходят мне на помощь.

Artifex: Сколько времени занимает подготовка кадра?

Я обычно фотографирую на улице. Если идея приходит спонтанно и для её реализации есть подходящая натура, то это удача, и времени на подготовку не требуется вообще − разве только в моей голове.

Artifex: Расскажите, пожалуйста, о создании фотографии «Два солнца». Чем вам нравится эта работа?

Была солнечная погода, и я фотографировал с балкона проходящих мимо людей. Естественно, тени у них были в одну сторону, но я захотел поэкспериментировать и перемешал их в редакторе фотографий. Мне показалось это интересным, и я решил показать результат людям. Реакцией я остался доволен. :)

Artifex: Можете вспомнить самый необычный или неожиданный момент, когда к вам пришло вдохновение?

Однажды мне просто приснилась фотография! Утром я встал, сложил из спичек эту композицию и сфотографировал. Мне просто приснилась идея! Я был тогда на седьмом небе от счастья!!!